 Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребенку 4 года, но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает? Первое, что нужно сделать - это проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их! Родители часто бывают необьективными в оценке речи своего ребенка, и им даже может нравиться "детская" речь ребенка, а некоторые родители поощряют "сюсюканье", что абсолютно недопустимо. Опытный специалист поможет вам не упустить момент, когда нужно серьезно аняться исправлением звукопроизношения.
Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребенка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.Время появления звуков (возраст) 1-2 года - а о э п б м 2-3 года - и ы у ф в т д н г к х й 3-5 лет - с з ц ш ж ч щ 5-6 лет - р л
Из таблицы видно, что к 5-6 годам ребенок должет овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений. Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи. Ели Вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевремено овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет - подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог. Перед тем как приступить к занятиям, вы должны чётко знать, какие звуки у ребёнка нарушены; знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них. Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.
Знание частей тела и лица можно закрепить в играх. Игра "Сказочка-указочка" Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы. Не устала ты пока, Покажи, моя рука: Это — правая щека, Это — левая щека.
Ты сильна, а не слаба, Здравствуй, верхняя губа, Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта — В них улыбка заперта: Вправо — правый угол рта, Влево — левый угол рта.
Подбородок тянем вниз, Чтобы с челюстью отвис. Там — к прогулкам не привык — Робко прячется язык.
А вокруг-то — целый ряд Зубки нижние стоят: Боковые слева, справа, Впереди — зубов оправа.
Нёбо вместо потолка Есть во рту у языка. А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд.
Интересная картинка: Есть и кончик, есть и спинка, Боковые есть края — Всё про ротик знаю я!
Игра "Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот, зубы...)" Цель. Проверить знание частей тела и лица, развивать внимание. Ход. Взрослый в достаточно быстром темпе называет и показывает части тела и лица, пытаясь "перехитрить" ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать "запрещённую" часть тела или лица.
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
Рекомендуем несколько простых упражнений на умение ориентироваться в пространстве и знание частей тела. Игра "Весёлые фигуры" Детям даются поручения. Например: 1. "Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз". 2. "Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой — за левое". 3. "Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку". Далее всё зависит от вашей фантазии. Играйте вместе с ребёнком.
Упражнение "Наши руки" Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками. Эта ручка — правая (мячик на ладошке), Это ручка — левая (мячик на ладошке), Я на мячик нажимаю И зарядку делаю: Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке), Будет сильной левая (в левом), Будут ручки у меня Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).
Упражнение "Зарядка" Выполняем движения в соответствии со стихотворением. Руки в стороны, в кулачок, Разожмём и на бочок (то есть на пояс). Руки вверх, в кулачок, Разожмём и на бочок. Руки вперёд, в кулачок, Разожмём и на бочок. Руки к плечикам, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Упражнение "Фокусник" Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и ориентации в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы обязательно их используем, объясняя упражнение артикуляционной гимнастики). За рукой (мяч прячется от зрителя за ладонью и придерживается большим пальцем) и под рукой (прямая кисть ладонью вниз, большой палец придерживает мяч). Из-под кисти на покой (мяч берётся второй рукой из-под ладони державшей его руки и кладётся на тыльную часть кисти). Над рукою мяч кружит (одна кисть прямая, ладонью вниз, другая рука с мячиком кружится над нею), От неё теперь бежит (рука с мячом как бы уходит от другой руки). Между пальцев подержи (соответственно), И в ладошку положи (соответственно). Вдоль ладони (катим от кончиков пальцев к середине ладони), Через палец (перекатываем через лежащий на ладони большой палец). И вокруг запястья танец (обводим вокруг запястья одной руки). Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук
см. также - Проблема звукопроизношения
|