Дорогие родители! Данные занятия по развитию речи предназначены для занятий с детьми от 2-х до 6-ти лет. Они помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит, как разбирается в окружающем. Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), вовремя вылечивать органы слуха, не допускать хронических насморков. К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не говорите с ребенком громко, не говорите быстро.
Встречая в заданиях знакомые предметы, ребенок с помощью взрослого устанавливает связи между ними, учится передавать словами увиденное. У него растет активный словарь (слова, которые он употребляет в речи), нормализуется грамматический строй, произношение. Учитывая возраст и уровень речи ребенка, начинайте занятие с самого знакомого материала, например с темы "Игрушки". Затем переходите к более сложным упражнениям. Начиная занятие, сами проявите заинтересованность. Создайте положительный эмоциональный настрой и спокойную обстановку. Занятия проводите не от случая к случаю, а достаточно регулярно. Не занимайтесь долго. Когда вы почувствуете, что ребенок стал менее внимательным, прекратите занятие или перейдите к другой теме. Однако в следующий раз вернитесь к упражнению, на котором остановились. Проверьте, хорошо ли помнит ребенок уже известное. Время от времени повторяйте пройденные темы. Не забывайте похвалить ребенка. Почаще задавайте вопрос "Почему?". Не раздражайтесь, если ребенок понял вас не с первого раза. Помогите наводящими вопросами. Наберитесь терпения! К каждой теме даются советы и пояснения для родителей. В упражнениях дана не только система необходимых ребенку знаний, но и показано, как нужно подходить к материалу, как помочь понять и усвоить определенную тему. Приводится также много упражнений, помогающих развитию мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи, сходство и различие между предметами. Материалы подобраны на основе программы логопедических групп детского сада. Данные упражнения могут служить полезным пособием не только для родителей, учителей-логопедов, работающих с дошкольниками, это и база для успешного обучения в школе. Особенно полезен он будет при обследовании речи дошкольников. Много нужного найдут в нем и воспитатели не только логопедических, но и массовых групп. Весь предоставленный материал, Вы можете также распечатать и использовать в качестве настольного пособия. В добрый путь! И больших Вам успехов!
Поговорите с ребенком о каждой профессии. Расскажите, что врачи, например, бывают разные: те, которые лечат детей, называются педиатры. Зубы лечат стоматологи (зубные врачи). Операции делают хирурги. Учителя учат детей в школе, воспитатели - в детском саду и т.д. Расскажите и о других профессиях. Знают ли дети, кому что нужно для работы? Художнику - краски, кисти; футболисту - мяч и т.д. Прочитайте ребенку книгу стихов В. Степанова "Профессии".
Детям 3-4 лет достаточно узнавать животных и их детенышей, называть их и уметь подражать их голосам. Дети постарше должны знать, что ест каждое животное, какую пользу приносит. Например: корова дает молоко и мясо, а из молока делают сыр, собака стережет дом, овца дает мясо, мех и шерсть.
Детям 3-4 лет достаточно узнавать домашних птиц и их детенышей, называть их и уметь подражать их голосам. Спросите ребенка, почему этих птиц назвают домашними. Кто как подает голос? Что эти птицы дают людям? (Куры - яйца и мясо; утки - яйца и мясо и еще пух. Гуси - мясо и пух. Все перовые подушки набиты утиными и гусиными перьями. Теплые куртки также делают на пуху уток и гусей. Утки и гуси живут около воды и очень любят плавать.)
Сравнивать следует предметы одного класса (столы со столами, книги с книгами). Помогите ребенку найти знакомые ему одинаковые предметы вокруг себя. Затем подумайте, какие предметы могут быть разными. и наконец, найдите похожие предметы, у которых совпадает только один признак, например цвет. Придумайте предложения с этими словами. Добивайтесь полного понимания и усвоения материала. Рассмотрите с ребенком картинки. Спросите, какое сходство есть у ели и сосны (деревья, вечнозеленые, хвойные). А различия? (Цвет ствола, форма кроны. У ели иголочки короткие, а шишки большие. У сосны иголочки длинные, а шишки маленькие.) Поговорите о грибах. (Подосиновик и мухомор - грибы. У них красные шапочки.) Это сходство. А в чем различие? (Подосиновик - съедобный гриб, а мухомор - ядовитый.) Автобус и троллейбус. (Сходство: это транспорт, перевозит людей, у них похожая форма. Различие: у автобуса мотор работает на бензине, а у троллейбуса - на электричестве. Автобус может ехать по любому маршруту, а троллейбус по определенному.) Спросите ребенка: "Почему?"
Родственные слова - это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу. Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами. Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима - зимы - зимушка - зимний - зимовка - зимующий. Огород - ... Цветок - ...
В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ Как научится подбирать родственные слова? Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак: Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов: 1. Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов. 2. Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно - с грамматическими формами. Например: - садовник - сад - садовый (однокоренные слова); - садовник - садовники - садовнику (формы одного и того же слова). 3. Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными. 4. Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например: - водить - водитель - водительский. Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное. 5. Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов: - бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д. 6. Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.
ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ! - Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.) - Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина). - Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - не родственные слова. - Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками. - В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных. - В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова). - Проверяй только те слова, которые требуют проверки. - Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими. - В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода). - Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил - проверил - написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку. - В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.
Разберите с ребенком каждое слово. Из каких слов оно состоит? Есть и другие сложные слова, знакомые детям: телефон, магнитофон, микроскоп, телевизор и т.д., но они образованы от иностранных слов. Слова сложного слогового состава Попросте ребенка повторить за вами сложные слова. Если ребенку трудно, повторяйте каждое слово несколько раз, делите его на слоги. Стремитесь к тому, чтобы отчетливо проговаривался каждый звук. Если ребенок справляется с заданием, добавьте следующие слова: аэродром, электричество, температура, сувенир, строительство, велосипедист, экскурсовод.
Какой звук слышишь в начале слова? Какой звук слышишь в конце слова? Прочитайте каждое слово сами, выделяя голосом нужный звук. Не огорчайтесь, если ребенок ошибается. Повторите слово несколько раз. Правильно ли произносит звуки ваш ребенок? Предложите повторить за вами и другие слова, в которых содержатся трудные для него звуки. Например: С - солнце, сумка; Сь - василек, сено; З - зонт, зубы; Зь - корзина, зима; Ц - цапля, огурец; Ш - шалаш, шишка; Ж - лыжи, лужа; Ч - часы, мальчик; Щ - плащ, щетка; Л - лапа, кулак; Ль - лента, лестница; Р - работа, рубашка; Рь - секрет, рисует; Й - йод; Я - ящерица; Ё - ёлка; Ю - юбка и т.д.
Составь рассказ по картинке Что случилось с самокатом? Почему он сломался? Можно ли кататься на самокате по плохой дороге? Составь рассказ по картинке, используя примерный план: 1. Когда дети пришли в лес? 2. Как они одеты? 3. Что у них в руках? 4. Что (кого) они видели в лесу? 5. Что они принесут из леса домой? Подумай, как будет выглядеть тот же лес зимой. Как будут одеты дети? Во что они будут обуты? Что нарисовано на каждой картинке? Составь небольшой рассказ. Скажи, почему заболели эти дети. В своих ответах можно использовать следующие слова: промочить ноги, простудиться, сосулька, немытые овощи. Из рассказов ребенка вам станет ясно, понимает ли он причинно-следственные связи, т.е. что неверные поступки ведут к плачевным результатам.
Прочитайте и обсудите с ребенком каждый текст. Попросите его пересказать сначала легкие и короткие тексты, а затем - более сложные. Таня и кукла Мама подарила Тане большую куклу. Таня очень любила куклу. Шила ей платья, ходила с ней гулять. вечером пела песенки.
Ёж. Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю яркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище, таскает в нору сухие листочки и мягкий мох. Скоро он заберётся в логово на всю долгую зиму. (По И. Соколову-Микитову)
Бишка. "А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!" Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. "Не моё, - говорит, - дело книжки читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, волков да воров пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу - будет с меня и этого". (По К. Ушинскому)
Мы - ваши друзья! Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы - воробьи, синицы - остались с вами в городе. Голодно нам, а еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни; осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черёд. Помогите нам! (А. Аксёнова)
Для чего нужны руки. Спросил как-то дедушка внука: - Для чего, Петя, людям нужны руки? - Чтобы в мячик играть, - ответил Петя. - А ещё для чего? - спросил дед. - Чтобы ложку держать. - А ещё? - Чтобы кошку гладить. Долго отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, папиным, по трудовым рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится. (По Е. Пермяку)
Зеркальце. Девочка потеряла на лужайке зеркальце. Скакал мимо заяц. - Ой, - заверещал он, посмотрев в зеркальце, - мой портрет! Спрыгнула с дерева белочка, поглядела в зеркальце и пискнула: - Это мой портрет! Прилетела ворона: - Кар! - каркнула она. - Мой портрет! Но тут прибежала лиса. - Ах, - пропела она, - какой красивый мой портрет! Притопал медведь. Глянул и гаркнул: - Мой портрет и больше ничей! Унёс зеркальце к себе в берлогу и повесил на стену. Пришёл к нему в гости волк. Заглянул в зеркальце и удивился: - Эй, медведь, зачем мой портрет в своей берлоге повесил? Сосчитай, сколько зверей из рассказа смотрелось в зеркальце. Кто из них прав?
Рассмотрите серии картинок. Предложите ребенку мысленно сложить рисунки по порядку и составить рассказ по каждой серии; придумать название к каждому рассказу. Спросите детей, чего испугаласть мышка. Нужно ли бояться нарисованную кошку? Что случилось с зайцем? Доплыл он до берега? Почему доплыл? Спросите ребенка, хорошо ли поступил мальчик. Кошки хотели перехитрить друг друга. Удалось ли им это?
Мишка ждёт гостей. Прочитайте ребёнку историю о том, как мишка ждал гостей. Попросите его показать на картинках каждое действие. Позвал Мишка гостей и стал ягоды мыть. Потом подумал: "Может, ягода невкусная, гостям не понравится! Сначала я сам попробую". Одну попробовал, другую... Одна сладкая, другая - ещё слаще. Так и гостям ничего не останется! Тогда завязал мишка себе рот платочком и стал гостей ждать.
Обобщения - Семья Кого ты видишь на картинках? Как назвать всех этих людей одним словом? Чем они отличаются друг от друга? Кто старше, кто младше? Почему ты так думаешь?
Объясните ребенку, что в теме "Семья" существуют возрастные и родственные различия. Помогите ребенку сориентироваться в том, где изображены взрослые, а где - дети. Как различаются между собой дети. Самый маленький ребенок - до 1 года - малыш. Дети постарше - мальчик и девочка - ходят в детский сад - дошкольники, мальчик - старший школьник, но еще не взрослый, подросток. Как различаются взрослые между собой. Мама и папа (родители) - молодые. Дедушка и бабушка - пожилые. Самая старенькая бабушка - старушка. Кем доводятся дети родителям? Мальчик - сын (сыновья), девочка - дочь (дочери). Для бабушек и дедушек все дети - внуки. Между собой дети брат (братья) для девочек и сестра (сестры) - для мальчиков. Хорошо ли знаком ребенок с этими понятиями, правильно ли употребляет форму множественного числа?
Обобщения - Ягоды Назови всё, что ты видишь на каждой картинке. Назови рисунки одним словом. Где растут ягоды? Что делают из ягод? Какие ягоды лечебные?
Обобщения - Грибы Назови всё, что ты видишь на каждой картинке. Назови рисунки одним словом. Где растут грибы? Для чего их собирают? Какие грибы нельзя есть? Что можно приготовить из грибов? Какие грибы выращивают в теплицах? (Шампиньоны.)
Обобщения - Цветы Назови одним словом всё, что ты видишь на этих рисунках. Какие ещё садовые, полевые и лесные цветы ты знаешь? Обратите внимание ребенка на то, что цветы имеют свои различия. Садовые сажают специально, они требуют ухода. Полевые и лесные цветы - дикие, они растут сами по себе. Спросите ребенка: "Для чего нам цветы?" Поясните, что не только для красоты, из многих цветов делают различные лекарства.
Обобщения - Деревья Назови одним словом всё, что ты видишь на этих рисунках. Какие ещё деревья ты знаешь? Узнаёт ли ваш ребенок на рисунке деревья по плоду и листику? Поскажите ребенку, какой лист у дуба, какой у клена и т.д. Поговорите о том, чем отличается береза от ели. (Береза - лиственное дерево, а ель - хвойное. У березы листья осенью опадают, а ель хвою не сбрасывает и весь год стоит зеленая. У березы ствол белый, а у ели темно-коричневый. У березы форма кроны - овальная, у ели - треугольная.) Спросите ребенка: "Какие деревья называются фруктовыми? Почему?" Попросите ребенка назвать фруктовые деревья, которые он знает. Задайте вопросы: "Знаешь ли ты части дерева?", "Зачем дереву корень?".
Обобщения - Посуда Назови эти предметы одним словом. Из каких материалов они сделаны? Для чего употребляется каждый предмет? Дети знают посуду, которой пользуются. Спросите ребенка, знакомо ли ему слово "сервиз". Подскажите, по каким признакам предмет можно отнести к сервизу. (По сходной форме и узору.) Какая бывает посуда по способу употребления? (Чайная, столовая, кухонная.) Здесь, как и в предыдущих темах, своя классификация.
Обобщения - Одежда Назови все эти предметы одним словом. Как правило, дети хорошо знают одежду, которую носят. Можно спросить их о сезонном назначении одежды и о том, чем различаются куртка и пальто, куртка и комбинезон. Можно предлагать упражнения на сходство и различие данных предметов. Дайте детям подумать самим, а в случае затруднения помогите наводящими вопросами.
Обобщения - Птицы (Дикие птицы) Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови всех одним словом. Спросите ребенка, каких птиц называют домашними. Чем отличаются дикие птицы от домашних? (Дикие птицы сами себе добывают корм и строят гнезда). Какую пользу приносят птицы? В чем их основное отличие? (Они умеют летать.) Знаешь ли ты части тела птиц?
Обобщения - Насекомые Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови всех одним словом. Что ты знаешь о насекомых? Где живут пчёлы? Что они дают человеку? А что тебе известно о муравьях?
Обобщения - Дикие животные наших лесов. Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови двумя словами всех, кто здесь нарисован. Что ты знаешь об этих животных? Чем питается каждый из них? Назови хищных и травоядных животных. А какие животные всеядные? (Медведь, ёж.) Какие животные на зиму меняют шубку? (Белка, заяц.) Как называются их детеныши? По каким признакам можно отличить оленя от лося?
Обобщения - Дикие животные жарких стран. Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Где они живут? (В жарких странах) Спросите ребенка, что он знает об этих животных. Попросите ответить на вопросы: "Какие из них живут около воды?" (Бегемот и крокодил). "На кого из животных наших лесов похож кенгуру?" (На зайца.) "Какая особенность есть у этого животного?" (Носит детеныша в сумке.) "Какое из этих животных помогает людям, если его приручить?" (Слон).
Обобщения - Транспорт. Наземный транспорт Скажи, что ты видишь на каждой картинке. Назови одним словом всё, что здесь нарисовано. Спросите ребенка, почему все, что здесь нарисовано, называется не просто транспорт, а наземный транспорт. Водный транспорт Скажи, что ты видишь на каждой картинке. Как назвать этот транспорт одним словом? Спросите ребенка: "Для чего нужен транспорт?", "Какой он бывает?", "Какой транспорт может выбрать любой маршрут? Почему?". Назови эти машины. "Какой транспорт ходит по определенному маршруту? Почему?" Назови эти машины. "Чем отличается троллейбус от трамвая?", "Чем отличается велосипед от мотоцикла?", "А самолет от вертолета?", "Знаешь ли ты части автомобиля? Назови их". (Мотор, кабина, кузов, колеса, фары.)
Обобщения - Мебель Назови каждый предмет. Как можно назвать все эти предметы одним словом? Спросите ребенка, из чего делают мебель. Прочитайте с ним стихотворене С. Маршака "Откуда стол пришел". Какие бывают столы? (Обеденный, письменный, кухонный.) Какие бывают шкафы? (Платяной, книжный.) Что в них хранят? Какая еще мебель бывает в квартире?
Обобщения - Школьные принадлежности. Кому нужны эти вещи? (Школьнику.) Назови каждую вещь. Какими словами можно назвать их все вместе? (Школьные принадлежности.) Для чего нужна каждая вещь? Как нужно обращаться со школьными принадлежностями? (Содержать их в порядке.) Спросите ребенка: "Когда начинается учебынй год? В какое время года? В каком месяце? Какого числа? Как нужно вести себя на уроке? Как нужно вести себя на перемене?" (Школьник должен быть аккуратным. У него всегда должна быть чистая одежда и обувь.)