Развивающих игр множество. Можно придумать и свои собственные - все зависит от Вашей фантазии и желаний малыша. Мы предлагаем некоторые варианты развивающих игр, которые помогут Вам определиться и выбрать то, что больше всего подходит именно для Вас.
Что дают развивающие игры В основу развивающих игр положены два принципа обучения - это от простого к сложному и "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста. Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей. В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Первая же попытка ввести развивающие игры даже в небольшой дозе (два-три раза в неделю по полчаса) в практику работы со старшей группой детского сада показала, что темп умственного развития малышей может возрасти почти вдвое. Конечно, игры вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который "через день по столовой ложке" можно достичь желаемых результатов. Развивающие игры не могут заменить "этих грязных железок" и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система обращения с детьми в семье.
Игры:
ФИГУРЫ И ФОРМЫ Игра дает представление об основных геометрических фигурах, учит определять форму предметов, развивает наблюдательность, навыки классификации и самопроверки.
Изготовление игры Распечатать данные ниже карточки на цветном принтере и наклеить на плотный картон. Вырезать аккуратно по контуру. Для того, чтобы детали дольше служили, рекомендуется обклеить их прозрачным скотчем.
Методические рекомендации: Игру следует проводить на ровной поверхности, не стесняющей движений ребенка; напомните малышу названия геометрических фигур, если он их забыл; продолжительность игры зависит от интереса и усидчивости ребенка (10-15 минут).
Собери квадрат Цель игры. Познакомить ребенка с геометрическими фигурами, развить наблюдательность, зрительное восприятие, навыки самопроверки. Задача игрока. Собрать вокруг центральной карточки с геометрической фигурой четыре карточки с изображением предметов такой же формы. Ход игры. Игроки берут по одной центральной карточке с геометрической фигурой, остальные карточки находятся у ведущего. Ведущий показывает любую карточку. Игрок, на геометрическую фигуру которого похож изображенный предмет, берет карточку у ведущего и прикладывает к своей. Проверить, правильно ли подобраны карточки, игроки могут, ориентируясь на их форму: в собранном виде карточки должны образовать правильный квадрат. Побеждает тот, кто сделает это первым. Можно провести игру на скорость, когда две карточки с предметами лежат перед игроками изображением вверх и среди них нужно как можно быстрее найти подходящие.
Фигуры и формы Цель игры. Познакомить ребенка с геометрическими фигурама, развить тактильное восприятие, мелкую моторику, наблюдательность. Ход игры. Взрослый ведущий может провести дополнительные игры-занятия, используя карточки с геометрическими фигурами. 1.Попросите ребенка закрыть глаза и вложите ему в руку одну из фигур. Задача игрока - определить на ощупь, что это за фигура. Предложите ему сосчитать количество углов, сторон и т.д. 2.Фигуры могут помочь ребенку в рисовании. Например, если у малыша не получается нарисовать ровный круг, он может обвести и раскрасить соответствующую фигуру. Получится солнышко (или апельсин, или мяч...). Чтобы н испортить карточки, при обведении положите их изображением вниз. 3.Выберите любую фигуру и покажите ее игрокам. Они должны по очереди называть предметы той же формы, что заданная фигура. Например, на круг похожи тарелка, солнце, блин, апельсин, мяч, глобус и т.д. Игрок, последним назвавший слово, берет фигуру себе и становится новым ведущим.
Если ребенку от 3 до 4 лет Разложите вырезанные вами геометрические фигуры на ковре и предложите ребенку показать ту фигуру, которую вы называете. Называть можно по-разному, например: "Покажи круг" (если круг один) - говорим только о форме, "Покажи красный круг" - говорим о форме и о цвете, "Покажи большой красный круг" - говорим о форме, цвете, размере. Добавляйте геометрические фигуры, цвета и не забывайте меняться с ребенком ролями - то он показывает фигуру, то вы. Дайте крохе возможность научиться формулировать характеристики фигур.
Если ребенку 5 лет Эта игра Франции. Положите перед малышом расчерченную таблицу (первоначально фигуры бесцветные, потом цветные). А теперь попросите ребенка найти на таблице фигуру, находящуюся между двумя квадратами. Обратите внимание - возможны два варианта (квадраты выше - ниже, справа - слева). Пусть малыш найдет фигуру, находящуюся: - под прямоугольником; - выше квадрата; - одновременно между двумя кругами и двумя квадратами.
Каждый раз при ответе ребенка обращайте внимание на цвет. Можно изменить характер вопросов: "Я тебе покажу фигуру. Под какой фигурой она расположена? Выше какой фигуры она находится? Покажи фигуру, которая находится строго выше (ниже) ее. Какие фигуры находятся слева (справа)? Строго слева (справа)? По диагонали (вверх вправо, вниз влево)".
На белом картоне разлиновывается 4 (6 или 9) квадратиков, приклеиваются цветные кружочки в каждый квадратик, а кружочки из картона этих же цветов нужно разложить на соответствующие карточки. (по принципу лото).
Длинную бумажную полоску нарезать бахромой, надписать бахромки ("понедельник", "вторник" ит.д.), раскрасить или заклеить цветной бумагой: понедельник - красный, вторник - оранжевый, среда - желтая, или наоборот, кому как нравится. Получится своеобразный календарь, например, на месяц. Приклеить его на стенку в доступном месте, и пусть себе отрывает полосочки. Заранее будет знать, какой день недели наступает, сколько дней (недель, понедельников) осталось до Нового года, да еще и цвета между делом выучит.
Если ребенку от 3 до 5 лет Ваш малыш любит игрушки из киндер-сюрпризов? Прекрасно. Поставьте на стол любимое маленькое существо, а вокруг него справа, слева, впереди и сзади положите геометрические фигуры разных цветов. А теперь попросите "игрушку" пойти вперед - пусть путешественник рассказывает, какие фигуры и какого цвета он проходит. Возвратившись в исходную точку, игрушка отправляется налево, направо, вперед. Занимаясь таким образом, малыш освоит, кроме названий цветов и фигур, такие понятия как "право", "лево", "вперед", "назад".
Если ребенку 3 года Разложите на полу несколько листов цветной бумаги (первоначально не больше 3), расскажите малышу сказку про волшебные ковры-самолеты, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Еще раз назовите цвета. Можно, показывая лист бумаги, назвать предмет, окрашенный в тот же цвет. Например: красный, как помидор; желтый, как песок; зеленый, как травка; синий, как небо в хорошую погоду; белый, как снег. Вскоре ребенок начнет повторять характеристики цветов, отыскивая соответствующие игрушки. Если малыш с этим успешно справился, продолжите повествование, сообщив, что началась буря. Сильный ветер унес ковры-самолеты в тридевятое царство. При этом игрушки упали на землю и перемешались. Но тут же они услышали голос доброго волшебника: "Если вы вновь соберетесь в группы по цветам, ковры-самолеты вернутся и можно будет продолжать путешествие". Теперь вашему малышу предстоит без подсказки собрать игрушки одного (определенного вами) цвета.
Квадратную картонку карандашом делят на четыре части, в три квадратика наклеивают изображения овощей, а в четвертый - например, транспорт. Чем старше ребенок, тем ближе лишняя категория. Например, 3 овоща и 1 фрукт.
На картонке в половину А4 картинка, как девочка расчесывает куклу, купает, катает на санках, кормит, спать укладывает и т.д. На маленьких карточках отдельно рисуется расческа, ленточки, тарелка, ложка, подушка и т.д. Показываете одну картинку, например, где купаются. И две карточки: полотенце и кастрюлю. Ребенок выбирает, что сейчас нужно, чтобы вытереться и т.д. Поначалу можно помогать вопросами, и показывать не больше двух карточек. Потом количество карточек для выбора можно увеличить.
Как делать: вырезать из картона карточки размером 20х10 см. Начертить 8 квадратов. Вырезать из журнала маленькие картинки - не больше 5х5. Выбрать их так, чтобы названия предметов начинались с разных букв.
Счетные карточки: вырезать квадрат из цветной бумаги 12х12 см. Разрезать на квадратики 3х3. Правила игры: положить буквы (магнитные или карточки) в пакет. Игроки по очереди достают буквы и называют их. Те у кого есть картинка, название которой начинается с такой буквы, закрывают счетной карточкой свою картинку. Побеждает тот, кто первым закроет все свою карточку. Замечание: Впоследствии вы можете сыграть в словарное лото. Сделать карточки с названиями. Цветное лото - разноцветные картинки на лото, доставать карточки с названием цвета.
Вам понадобятся: набор пластмассовых магнитных букв, по одной пластмассовой соломинке для каждого игрока, нитка, скрепки, скотч, плотная бумага.
Правила игры: У каждого игрока должна быть карточка с буквами и удочка. Рассыпьте буквы по столу обратной стороной кверху. Игроки забрасывают удочки, пытаясь поймать буквы, которые они потом совмещают с карточками. Если буква есть, то она остается на карточке, если нет - то ее снимают. Выигрывает тот, кто первый заполнит свою карточку.
Как делать карточки: вырезать из плотной бумаги 6 карточек размером 12х8 см, разделить на 6 частей. Обвести букву цветным фломастером. Мне кажется, что можно просто написать буквы.
Как сделать удочки: нитка 40 см для соломинки, на конец скрепка, прикрепляется с помощью скотча. Совет: Если нет магнитных букв, можно сделать карточки из картона, прикрепив скотчем скрепку, а ловить удочкой с магнитом.
"Тропинка к гениальности" В эту игру может играть любое число участников. Игра ведется двумя одинаковыми колодами карточек. Число карточек в колоде — произвольное. На лицевой стороне каждой карточки изображена какая-то картинка. Эти картинки могут быть абсолютно любыми, однако в пределах одной колоды картинки не повторяются. Две колоды тщательно перемешиваются между собой, и все карточки, по одной, раскладываются на столе (или на полу) в случайном порядке "рубашкой" кверху. При этом неважно, выложены ли карточки стройными рядами или навалены хаотично — лишь бы они не перекрывались. Игроки делают ходы по очереди. Ход состоит в следующем. Игрок выбирает по своему усмотрению любые две карточки, переворачивает их и кладет лицевой стороной вверх на прежнее место (чтобы все участники могли на них посмотреть и запомнить их расположение). Если картинки на перевернутых карточках разные, то карточки следует возвратить в исходное положение, "рубашкой" кверху, и ход переходит к следующему игроку. Если же картинки одинаковые (то есть попались две карточки-дубликата из разных колод), то игрок забирает обе карточки себе и повторяет ход. Игра заканчивается, когда все карточки оказываются разобранными. Выигрывает тот, кто набрал больше всех карточек.
Вам понадобятся: цветная бумага, клей, скотч.
Правила игры: В эту игру играют вдвоем. У каждого игрока должно быть по 5 мышек разного цвета, а также свой сыр. Расположите карточки лицом вниз. Игроки, делая ход, переворачивают карточки и читают название цвета. Например, если на ней написано "красный", то игрок усаживает мышку с красным хвостиком на соответствующее отверстие в сыре. Если отверстие занято, то пропускает ход. Выигрывает тот, кто первый заполнит свой сыр.
Как сделать мышку: Вырежьте бумажную полоску размером 1.5х7 см. Смажьте клеем один конец, согните полоску и склейте концы. Закруглите концы, черным фломастером нарисуйте мордочку мышки. Вырежьте два кружочка - ушки, приклейте. Сделайте из полосок цветной бумаги или толстых ниток хвостики.
Как сделать карточки: Сделайте 10 карточек размером 6х3 см. Напишите на каждой паре цвета. У меня нарисован сыр - довольно простой рисунок куска сыра с дырочками разного цвета и подписанными (красный, зеленый, белый, желтый, синий). У каждого должен быть свой сыр. Это даже можно предложить нарисовать самому участнику. Читать название может ведущий.
Заметки о цели игры: Эта игра помогает узнать и запомнить названия цветов. По желанию мышки можно заметить цветными кружочками.
Вам понадобятся: цветная бумага, рисунок для игры. Правила игры: положите карточки с буквами в пакет, игроки по очереди вынимают из него карточки. Ходит тот игрок, чья фигурка начинается с вытащенной буквы. Выигрывает тот, кто первым доберется до пруда с лилиями. Делаются карточки с буквами. Можно сделать из бумаги гусеницу, лягушку, червяка, улитку и мотылька. А можно использовать игрушки из киндер-сюрпризов. Нарисуйте извивающуюся дорожку из камушков, на которые вы будете ставить свои фишки или фигурки, финиш- пруд.
Если ребенку 3 года Предложите малышу поиграть в птичку. А какая птица без крыльев? Чего проще - вырежьте из цветной бумаги два крыла (разных цветов, причем, бумага должна быть с одной стороны белая, с другой - цветная). Ребенок берет крылья и изображает полет птицы, но тут дует сильный ветер и одно перышко (одно крыло) падает на пол (ребенок отпускает его). Теперь задача малыша посмотреть и быстро назвать цвет упавшего крыла. Не думайте, что это легко, ведь перышко может упасть и белой стороной вверх. А вспомнит ли малыш этот цвет? При желании можно сделать крылья различных цветов. А что если склеить кубик, каждая грань которого будет разного цвета? Катая его по полу, можно просить малыша быстро называть цвет той грани, которая оказывается наверху.
Нарисовать рисунок: дерево, на ветках которого сидят гусеницы, бабочки, цветочки, божьи коровки. У всех есть кружочки-пятнышки, количеством от 1 до 4. Всего 16 картинок с пятнышками. Делаются карточки с числами от 1 до 4 (по 3 на каждое число). Правила игры: В эту игру играют втроем, у каждого игрока по 10 фишек. Перемешайте карточки и положите их на стол лицом вниз. Делая ходы по очереди, игроки ставят свои фишки на картинку с соответствующим числом пятнышек. Если игрок не может найти картинку, то он пропускает ход. Игра заканчивается, когда все пятнышки закрыты фишками. Фишки можно сделать из цветной бумаги (кружочки или квадратики).
Берем цветной картон, режем на полоски (4-5 см) и для них кружочки этого же цвета (диаметром 3-4 см), вместе с ребенком раскладываем на полосочки, сохраняя один цвет. Можно сделать не только кружочки, но и квадратики, треугольнички. Вторая ступень этой игры: вырезается из одного цвета, например, желтого по контуру конфета, лимон, бантик и т.д. Где-то лучше сделать три цвета (категории). Подготовить листы цветного картона этих же цветов и также раскладывать по цвету.
На картоне рисуются простые картинки овощей, фруктов, животных, предметов, людей и т.д., размером с ладошку и меньше (в зависимости от возраста ребенка). Картинки разрезается на две части. Только не на левую-правую, а нижнюю - верхнюю, так как ребеночку еще тяжело осмыслить правый глаз - левый глаз, а лучше голова - вверху, ноги - внизу и т.д. Задача - сложить две половинки. Потом, можно брать картинки побольше, например, 10х10 см и разрезать на 4 квадратика, так как пазлы, которые продаются, сложноваты для маленьких.
Если ребенку от 3 до 5 лет Игра несколько напоминает известные рамки Марии Монтессори. Из листа цветной бумаги вы вырезаете в центре любую геометрическую фигуру. Например, из красного листа - круг, из зеленого - треугольник, из синего - ромб. Сначала ребенок должен подобрать к каждому отверстию соответствующую по цвету и форме фигуру. Постепенно добавляете новые разноцветные фигуры. Малышу надо подобрать и вставить в рамку фигуру соответствующей формы, но другого цвета. Главное - не забудьте назвать фигуру и ее цвет.
Если ребенку 5 лет Эту игру предлагают французские преподаватели для использования в детском саду. Но играть в нее можно и дома. Заключается она в следующем: перед малышом кладут полоски, на которых изображены геометрические фигуры. У ребенка также имеется набор карточек (отдельно изображенных фигур). Мама просит найти полоску, на которой круг расположен выше всех фигур, квадрат ниже треугольника, треугольник под кругом. Ребенок должен выложить названное из отдельных карточек, сравнить с полосками и выбрать правильную. Полоски можно расположить горизонтально и тогда потренироваться в умении различать понятия "справа от...", "слева от...". Если малыш легко находит полоску, называемую вами, окрасьте фигуры в различные цвета. Теперь в характеристике полоски появятся названия цветов. А если еще изменить размеры (сделать фигуры большими, средними и маленькими)? Кроме того, можно вместо фигур использовать разноцветные буквы и цифры. Играя в полоски с фигурами (а их число в полоске можно увеличивать до 5-7), малыш не только запомнит цвета и названия фигур, но и научится ориентироваться в пространстве, разовьет слуховую, зрительную память, наблюдательность, что, несомненно, пригодится ему в школе.
Берутся тематические картинки: огород, сад, лес. На маленьких карточках: грибы, ягоды, овощи, фрукты. По одной показывается, говорится, что где растет. Потом можно спрашивать ребенка. То же самое с домашними и дикими животными - картинки леса и деревни.
Если ребенку 5 лет Пора убирать фигуры в коробку, но перед этим можно немного поиграть. Предложите ребенку собрать все красные фигуры (по цвету), все треугольники (по форме), все маленькие фигуры (по размеру). Если ваш малыш с этим легко справляется, попросите его собрать только красные треугольники или только маленькие зеленые круги. Комбинируйте названия фигур, цветов и размеров.
Если ребенку от 3 до 5 лет Ваш малыш любит рисовать? Да. Тогда эта игра для вас. У мамы и ребенка по пачке карандашей (фломастеров, красок). Листок один на двоих. Мама берет из своей коробки карандаш и проводит прямую линию. Малыш должен назвать цвет, взять свой карандаш такого же цвета и продолжить линию. Через какое-то время можно поменяться ролями. Прямые линии не интересны вашему малышу? А как насчет волнистых, зигзагообразных, в петельках? Если ребенок уже немного знает буквы и цифры, мама может начинать писать их, а ребенок продолжать. То же можно делать и с вычерчиванием геометрических фигур, с рисованием различных несложных силуэтов.
Если ребенку от 2 до 4 лет Разложите на полу листы цветной бумаги. Это по-прежнему ковры-самолеты, но теперь разложите на них не игрушки, а геометрические фигуры. Вырежьте из бумаги того же цвета, что и ковры-самолеты, несколько геометрических фигур. Если малыш не понимает, что это такое и зачем, нарисуйте на фигурах забавные рожицы и объясните, что это веселые человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат, Ромб, Трапеция, Прямоугольник, Овал (для начала используйте не больше 3-х). Попросите малыша посадить на коврик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена.
Игра «Тяни верёвку!» Цель: развитие хватательного жеста, развитие мелкой моторики. Возраст: дети до года. Сопроводительный материал: верёвки, ленты, нитки пряжи, игрушки. К верёвкам, лентам, ниткам привязываем разные игрушки. Сгодятся любые - кольца пирамидки, маленькие куколки, мишки, машинки. Можно привязать кусочек ваты и новогодней мишуры, а так же вещи ребёнка, например тапочек, шапочку, ложку, которой ребёнок ест. Край ленты (или верёвки) закрепить скотчем за край стола таким образом, чтобы игрушка свисала с другого края и ребёнок её не видел. Посадите малыша на стульчик рядом с собой и продемонстрируйте, как надо тянуть верёвку, перебирая её в ладонях и применяя хватательный жест. Тянем верёвку и вытягиваем…сюрприз! Чтобы повысить мотивацию ребёнка к данной игре, привяжите к одной или нескольким лентам конфету или любимый фрукт малыша.
Игра «Ура! Шишка!» Цель: развитие восприятия, мелкой моторики, ощущений. Возраст: дети до года. Сопроводительный материал: шишки еловые, сосновые, кедровые. Демонстрируем ребёнку шишки. Как правило, малыши впервые видят такое «корявое и ребристое чудо» и реакция их, чаще, - удивление! Дайте ребёнку потрогать шишки, подержать их в руках и проведите с ним следующую игру. Сложите шишки в мешочек из ткани вместе с другими предметами. Продемонстрируйте ребёнку процесс игры: опустите руку в мешочек, сделайте вид, что вы усердно ищите на ощупь что-то важное и с радостью достаёте шишку, произнося: «Ура! Шишка!» Попросите ребёнка опустить руку в мешочек и повторить то же самое. Игру можно усложнить сортировкой: достав еловую шишку, положить её в лукошко, а сосновую – в ведёрко. Детям нравится играть в шишки, так как материал необычный и не встречающийся в среде домашних вещей и игрушек. Изучайте новое!
Игра «Ступеньки» Цель: развитие навыков соотнесения, развитие представлений о размере. Возраст: дети 1-3 г. Сопроводительный материал: кубики, матрёшки. Из кубиков строится сооружение «лесенка со ступеньками». На нижнюю ступеньку ребёнку предлагают поставить самую маленькую матрёшку, на ступеньку повыше – матрёшку побольше и т.д. На верхнюю ступеньку ставим самую большую матрешку. Затем продемонстрируйте малышу следующий сюжет: маленькая матрёшка понимается на ступеньку повыше и прячется в матрёшку стоящую там и т.д. Пока вся матрешка не соберётся в большую. Игру можно повторить в обратном действии, когда из большой матрёшки выходит последующая и занимает своё место на ступеньку ниже. Матрёшки можно перемешать и вместе с малышом распределить по размеру на ступеньках. Это действие – самое сложное.
Игра «Разноцветная посудина» Цель: развитие представлений о цвете, развитие мелкой моторики. Возраст: дети 2-3 г. Сопроводительный материал: маленькие баночки из под детского питания, цветная бумага, клей-карандаш. Для начала можно использовать бумагу двух цветов. Например, красную и зелёную. Вместе с малышом рвем листы бумаги на мелкие кусочки. Перемешиваем куски разорванной бумаги. Далее, взрослый берёт одну из баночек, намазывает стенку банки клеем и приклеивает красный кусочек бумаги: «Эта банка будет красной!», Затем берёт вторую банку. Проделывает тоже самое, но уже с зелёной бумагой: «Эта банка будет зелёной!» Взрослый просит малыша приклеивать кусочек к тому месту, которое взрослый намазывает клеем. Ребёнок должен правильно соотносить цвет куска бумаги с банкой. Эта игра развивающая, конструктивная и полезная! Ребёнок может и полюбоваться плодом своего труда и применить разноцветную посуду после её изготовления, например, на маленькой детской кухне или в песочнице.
Игра «Новогодняя гирлянда» Цель: развитие представлений о форме, размере, развитие сотрудничества, понимания инструкции. Возраст: дети 2-3 г. Сопроводительный материал: круги (треугольники, квадраты) большие и маленькие, вырезанные из цветного картона с отверстием посередине, шнурок. Взрослый предлагает малышу сделать гирлянду для новогодней ёлки, берёт шнурок и просит ребёнка подавать ему фигурки: « Большой круг, маленький круг, маленький круг, ещё маленький круг, …большой круг». Взрослый нанизывает фигурки на шнурок. Можно предложить малышу поменяться ролями. Другой вариант игры: аналогично можно составить связку из баранок (больших) и сушек (маленьких).
Игра «Безопасный ёж» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений. Возраст: дети 2-3 г. Сопроводительный материал: пластилин, зубочистки. Заранее взрослый делает заготовку из пластилина: фигура ежа, вместо иголок – зубочистки. Показывает ежа малышу: «Это еж. У него колючие иголочки. Ёж пыхтит. Он ищет еду. Мы сделаем ему ягодки из пластилина. Насадим на колючки. Ёж будет рад!» Из пластилина вместе с малышом лепим ягодки (шарики – красные, желтые, голубые), осторожно насаживаем каждую ягодку на зубочистку. Взрослый контролирует действия малыша, следит за безопасностью выполнения. Детям нравится это упражнение. Ёж получается ярким и нарядным. «Не колючий! Ведь на каждой иголочке – ягодка!»
Игра «Рубашка для Ивашки» Цель: развитие мелкой моторики. Возраст: дети 2-3 г. Сопроводительный материал: двусторонний скотч, пуговицы, фигурки, вырезанные из цветной бумаги, ткани, бумажная фигурка мальчика. Взрослый показывает бумажную фигурку мальчика: «Это Ивашка! Смастерим ему рубашку!» Вырезает макет рубашки из двустороннего скотча, снимает плёнку со скотча с одной стороны и предлагает малышу «разрисовать рубашку» с помощью пуговичек и цветных фигурок. После этого со скотча снимается плёнка с другой стороны и взрослый наклеивает «рубашку» на бумажную фигурку мальчика. «Ивашка в рубашке!»
Игра «Лодочки» Цель: развитие координации, мелкой моторики. Возраст: дети 2-3 г. Сопроводительный материал: скорлупа грецких орехов, бусины. Налейте в миску воду и опустите туда несколько скорлупок грецких орехов. Это лодочки! Предложите малышу посадить в каждую лодку пассажиров – бусины. Пусть малыш постарается «посадить» в каждую лодку наибольшее количество «пассажиров».
Игра «Дорожки-ручейки» Цель: развитие воображения, восприятия Возраст: дети 2-3 г. Сопроводительный материал: однотонная клеёнка, вода, краски. На стеклянный столик или на однотонную клеёнку выливаем воду синего (или любого другого цвета). Демонстрируем малышу, как можно нарисовать дорожки-ручейки, бегущие от лужицы, снова соединяем дорожки в одну лужицу. Повторяем упражнение.
Игра «Косынка в горох» Цель: развитие воображения, восприятия, мелкой моторики, представления о цвете. Возраст: дети 2-3 г. Сопроводительный материал: косынка из однотонной ткани, краски 2-4 цветов (гуашь или пальчиковые). Густо замешиваем краску: в каждой баночке – свой цвет. Макаем палец в банку с краской и ставим точку на косынке. В ходе такого веселого занятия разучиваем названия цветов. А в результате – получается косынка в разноцветный горох! Аналогично можно раскрасить бабочку. скомороха, лицо клоуна и т.д., заранее приготовив макет изображения из бумаги, ткани или пластилина.