Все базовые идеи раннего развития строились на одном факте - мозг человека растет и развивается только в самом раннем детстве до трех, иногда пяти лет. Термин "раннее развитие ребенка" появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система Глена Домана, в Италии - Марии Мантессори, в Японии - Масару Ибука. Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. Действительно, созревание мозга проходит в три этапа. Первый этап от внутриутробного развития до 2-3 лет. На втором этапе (от 3 до 7-8 лет) формируется второй функциональный блок с преобладанием правого полушария, отвечающий за прием, переработку и хранение информации. Его основная функция - ВОСПРИЯТИЕ зрительное, слуховое, кинестетическое, восприятие телом, вкусовые и обонятельные ощущения. Третий этап до 12-15 лет – этап развития третьего функционального блока, отвечающего за формирование когнитивных стилей личности и обучения (преобладает левое полушарие), закрепление приоритетов лобных отделов левого полушария. Срок перехода от одного этапа к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать.
Сиротюк А.Л. в своей книге "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью" пишет: "Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит энергетическое обкрадывание. Это негативно сказывается на формировании тех процессов, которые в данный момент времени активно развиваются". Автор утверждает, что при раннем обучении ребенка (до 5-ти летнего возраста) цифрам и буквам может произойти искажение нормального развития. Реакция на раннее развитие может быть отсроченной. В дальнейшем проявиться в различного рода эмоционально-личностных отклонениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, заикании, нарушение речи, тиках и навязчивых движениях. Это происходит потому, что опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, неизбежная при обучении чтению, письму, счету в силу своей энергоемкости истощает субкортикальные образования, которые в свою очередь, завершили свое развитие и утратили пластичность и ресурсы для восстановления. Другие известные психоневрологи А.И.Захаров, В.И.Гарбузов уже неоднократно писали в своих книгах, что недопустимо раннее обучение детей знакам, цифрам, счету и чтению, так как это может спровоцировать дизонтогенетическое развитие, которое характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности. Полностью согласна с ними и психолог - перинатолог Ж. В. Цареградская. Она так же считает, что в дошкольном возрасте недопустимо раннее обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или до сих пор не выговаривают отчетливо ряд звуков. Это означает, что у них по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу.
Вывод прост: до 5 лет заучивать с ребёнком обозначение цифр, чисел, дробей, запоминать таблицу умножения, тренировать в счёте, заучивать большое количество геометрических фигур вредно для ребёнка. Так как такой способ обучения входит в противоречие с естественным развитием головного мозга, а точнее перегружает неокрепшее левое полушарие и тормозит развитие правого. Дети, которые получают такое "однобокое обучение" могут прекрасно его усваивать (обычно это дети с преобладанием левополушарного типа развития), или упорно не воспринимать информацию (правополушарный тип развития). Первые считаются умными, но чаще выигрывают последние, так как не утрачивают, а сохраняют свой правополушарный потенциал. Следует заметить, что обучать ребёнка чтению на порядок проще, чем счёту. Если за абстрактным символом буквы стоит конкретный звук или два звука, а за слогом, складом - сочетание также конкретных звуков, то за абстрактным символом цифры и числа стоит совокупность различных объектов. Чтобы запомнить букву, достаточно запомнить соответствующий звук (звуки). А чтобы понять, что обозначает цифра нужно абстрагироваться и выделить в пространстве однородные объекты и объединить их в общую совокупность. Формально этому ещё можно научить, что и делает часто взрослый, попросив посчитать утят, палочки, елочки. При внимательной проверке, выясняется, что ребёнок пересчитывает, но в действительности не понимает, что стоит за его действиями. Но, оказывается, считать можно не только единичные объекты! "Пересчитывать" можно и воду. Если палочек всегда конкретное количество, то в одном и том же стакане, вода может быть связана уже с любым числом. Например, если мы измеряли воду маленькими ложечками, то соответствующее число - 20, а большими – 10. Мало того, в единицу счёта может входить и несколько объектов. Например, четыре зайчих уха – это два зайца. Если же ребёнка учат пересчитывать и считать, как и чтению, на уровне запоминания, то возможно ему и вообще не придётся задуматься, что же такое число на самом деле, ведь у него всё получается, ему "всё понятно".
Те родители, которые занимались ранним развитием ребёнка (до трёх лет), и у которых дети рано начали считать и читать, а в последствии хорошо учиться в школе, боготворят и "раннее развитие". На самом же деле это "левополушарные" дети (то есть в развитии у них доминирует левое полушарие), которые могут в силу особенностей своего физиологического строения легко воспринимать левополушарную подачу информации, то есть изучение цифр, букв, счёта, чтения, сюда можно отнести и современную школьную форму обучения. Так как ребёнок учится хорошо, то все негативные последствия левополушарного обучения, например частые простуды, никак не связываются с ранним обучением. Кстати, те же негативные последствия можно получить, если ребёнка раньше отправили в школу или слишком интенсивно готовили к поступлению в первый класс. Те родители, которые занимались ранним развитием ребёнка (до трёх лет), но у которых дети так и не начали считать и читать, даже по методикам Зайцева или Глена Домана, имеют "правополушарного" ребёнка (то есть в развитии у него доминирует правое полушарие). Ему и в школе учиться будет сложнее, так как современная школа имеет левополушарную направленность. Эти дети попадают в ситуацию, которая была бы сравнима с тем, как если бы леворукого человека заставляли бы всё делать правой рукой, да ещё при этом осуждали бы за крайнюю неловкость (кстати, был период, когда в педагогике настойчиво переучивали левшей, что плохо влияло на их развитие). Но, как известно, блоху то подковал Левша! Обучая таких детей левополушарным способом, мы не даём раскрыться их творческим способностям, и способствуем развитию у них опять же эмоционально-личностных отклонений, склонности к частым заболеваниям, аллергическим явлениям, заиканию, нарушению речи, неврозу.
Получается такое "раннее развитие" вредно для любого ребёнка как правополушарного, так и левополушарного. Ведь ребёнок получает информацию, которую полностью переварить ещё не может, поэтому ему приходится её проглатывать как есть, не почувствовав даже вкуса, то есть не поразмыслив над ней. Как же правильно развивать ребёнка? Прежде всего, до определённого времени, до трёх лет, забудем про счёт (достаточно считать до трёх или даже двух), а про обозначение чисел цифрами - до пяти лет. И не потому, что ребёнок раньше не может, а потому что информация, для которой он ещё не созрел, не принесёт ему пользы! Всем этим в своё время "займётся" левое полушарие, а пока будем работать с правым полушарием. Что же тогда остаётся? Да очень многое! Это задания на развитие воображения и чувство пространства, любые нестандартные задачи и большой плюс любой методики раннего развития – движение! Конечно же, не забудем про сенсорное и эмоциональное развитие! Подробнее об этом мы поговорим далее, а пока разберёмся с полушариями мозга – левым и правым.
Кто такие лево и правополушарные и в чём их отличие? Информированность каждого полушария строго ограничивается подчиненной ему половиной тела (левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое – левой). Правое полушарие отличный конструктор. Способность на основе части рисунка экстраполировать целое изображение – функция правого полушария. Правое полушарие уверенно обнаруживает абсолютно одинаковые рисунки. Левому полушарию, напротив, легче даются задания по поиску различий. Оно обрабатывает информацию по частям, соблюдая строгую очередность анализа деталей.
Правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Левополушарные обладают чувством времени, мышечно выносливы. Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе. Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся. Правое полушарие не понимает знаков "отнять", "умножить", "разделить" и не способно выполнить эти действия. Разве что справится со сложением, и то, если задания будут наилегчайшими, вроде 1 + 2 или 2 + 3. Оно прекрасно справляется с различными заданиями на обобщение и систематизацию. Схватывание целостного образа изображения вместо его поэтапного дискретного анализа мешает правому полушарию овладеть чтением, что и объясняет неуспехи в обучении чтению левополушарными методами. Если у ребенка ведущий глаз левый (что является признаком правополушарности), он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда, как малышу надо помочь.
Способность к активному воспроизводству речи у правого полушария выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов. Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Правое полушарие совершенно не владеет грамматикой. А вот наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Вот насколько они разные! Хорошо об их различиях сказал Б. Белый: "Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса". Созревание правого полушария идет более быстрыми темпами, чем левого, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом. По некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6—7 годам, то есть к началу школьного обучения. Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка сознания себя, это происходит в двухлетнем возрасте. В это же время максимально выражено упрямство.
Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. И. Соньер (Франция) утверждал: "Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг". Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении. Таким образом, сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления является не только биологической функцией взросления, но и результатом культурных традиций, социальных влияний и обучения. Добиться такого доминирования можно только ценой больших усилий учителя, родителей и ученика. Но всегда ли оправданы эти усилия? Ещё немецкий педагог Гербард писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. Ведущий специалист в области нейропедагогики, например, профессор Н.Н.Трауготт говорит: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации". Профессор Т.П.Хризман тоже предупреждает: "Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию". С ними соглашается и профессор Д.В.Колесов: "Истинное мышление — образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно". Доказательством положительного воздействия развития правополушарности на общеинтеллектуальное развитие личности служат последние исследования американских, швейцарских и австрийских ученых, которыми были проведены эксперименты среди детей от пяти до пятнадцати лет. Контрольная группа обучалась по стандартной школьной программе, а в экспериментальной программе было увеличено количество уроков музыки за счет уменьшения часов занятий математики и языками. За три года дети не только не отстали от сверстников из контрольной группы, но даже показали лучшие результаты, особенно в изучении иностранных языков (вербально-аналитическое мышление).
Уже при рождении существуют предпосылки к функциональной асимметрии головного мозга. Но исследования подтвердили, что развитие того или иного полушария, несмотря на генетическую предопределенность к доминированию, связано с особенностями образования и развития. То есть врожденные предпосылки — это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных. Именно поэтому образование должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно развитие обоих полушарий мозга. Так кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Виктория Юркевич считает, что нежесткое разделение полушарных функций способствует креативности (творческому мышлению), а жесткое — ее снижает. В книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с разным типом мышления" говорится о том, что чем больше усилий приложено в процессе воспитания к доминированию логико-знакового мышления (левополушарное образование), тем больше усилий потребуется в дальнейшем для преодоления его ограниченности. Иными словами, для того чтобы раскрепостить образное мышление и высвободить творческие силы, надо заняться переделкой того, что было заложено в детстве. А перевоспитывать, как известно, сложнее, чем воспитывать. Автор утверждает, что при неврозах и психосоматических заболеваниях происходит как бы частичное изъятие правополушарного вклада, в результате снижается способность к нестандартным решениям. Другими словами, если ребёнок часто болеет из-за постоянного перегруза и стресса, то образное, то есть творческое мышление у него развивается плохо. А так как способность к воображению в детском возрасте является предпосылкой мышления взрослого человека, то ребёнок не получает должного развития. Но взрослый думает, что если малыш опережает сверстников в знании и умении, то у него лучше развито и мышление. Что же происходит, когда такой ребёнок оканчивает школу, а затем и высшее учебное заведение и приходит на работу? К сожалению, всё чаще руководители различных сфер отмечают, что современные молодые специалисты с высшим образованием менее креативны и самостоятельны в своих решениях, чем их предыдущее поколение.
Ясно, что легче учиться "левополушарным", обучение ведь прямо таки подстроено под них. А вот "правополушарные" и учатся читать дольше и считают медленнее и грамотностью не отличаются, зато хорошо рисуют и поют. А лучше всё-таки "равнополушарным", ведь они обладают и теми и другими качествами одновременно. Но если вы подумали, что левополушарные это одни математики и гуманитарии, а правополушарные – художники и музыканты, то это совсем не так. А.Л.Сиротюк отмечает, что к правополушарным художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это — Пикассо, Кент. К правополушарным композиторам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К левополушарным — Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.
Среди выдающихся математиков и физиков преобладают левополушарные. Пифагор говорил: "Все есть число...", а Ферма мыслил формулами. Однако правополушарный Ньютон открыл закон всемирного тяготения и понял, что свет является одновременно потоком частиц и волной. Правополушарный Эйнштейн решил проблему, которая не давала покоя ведущим физикам мира, создал теорию относительности. Для ее создания необходимо было охватить целостным нетрадиционным взглядом все сложные и противоречивые факты, отрешиться от штампов и классификаций, которые расчленяют, искусственно дробят целостную картину мира. На такое способна только правополушарная стратегия мышления. Вместе с тем, Эйнштейн страдал дислексией, обнаруживал слабые способности по математике, физике, был изгнан из школы. Он и в современной школе имел бы двойку по математике и считался бы неспособным, так как был не склонен к логическому мышлению и двухмерному изучению математики. Вот как о нём пишет автор книги "Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем" В. В. Иванов. Альберт Эйнштейн, по мнению Вячеслава Всеволодовича Иванова, был человеком ярко выраженного правополушарного типа. Судя по его биографии, в наше время он считался бы ребенком с диагнозом "Задержка психического развития" и учился бы в коррекционном классе. Принадлежа к культуре, которую принято называть "левополушарной", мы в качестве главного критерия оценки развития выдвигаем критерий речевого развития. Как раз здесь у Эйнштейна и было слабое место. Он поздно научился говорить и отличался плохо развитой речью. Обучаясь в школе, маленький Альберт продолжал использовать словечки "детского" языка типа "баба" вместо "бабушка" и "киса" вместо "кошка". И уж конечно не владел оборотами "исходя из вышесказанного" или "сделаем соответствующий вывод". Спустя много лет, уже, будучи физиком с мировым именем, он говорил, что задержка в усвоении словаря взрослых помогла началу его научных размышлений. К тому возрасту, когда он с опозданием стал пользоваться немецкими словами "время" и "пространство", он уже понимал: никто из взрослых, как следует, не знает, что эти слова значат. Слова, пишет Вячеслав Всеволодович Иванов, всегда играли для Эйнштейна подсобную роль, если не мешали ему. Его мышление протекало в несловесных правополушарных образах. Недаром он был отличным музыкантом. А как вообще учились в школе гении? Ниже приведены интересные факты из "Горячей десятки Анны Романовой"
10 место: Пушкин написал свои первые стихи (на французском языке, конечно) в 5 лет, за что был осмеян старшей сестрой Ольгой. В лицее стихи тоже поначалу не пользовались большим успехом. Более хвалили лицеиста Илличевского, он был и остроумнее, и ловчее подбирал рифмы (в отличие от Пушкина, который с рифмами мучился). Но к выпускному (16 лет), все уже поняли, что Илличевкский - просто рифмач, а выпускное стихотворение (по обыкновение, писавшееся самым талантливым лицеистом) задали написать именно Пушкину. 9 место: Создатель периодической таблицы Дмитрий Менделеев, оказывается, несколько раз сдавал приемные экзамены в университет, и всякий раз "проваливался" на химии. 8 место: А Гегелю в свидетельстве об окончании университета написали, что он - "молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием, и в философии никак себя не проявил". Гегель. 7 место: Знаменитый русский портретист Павел Федотов при выпуске из кадетского корпуса был признан "в рисовании и черчении ситуационных планов ленивым и посредственным чрезвычайно". 6 место: Элтон Джон в детстве посещал специальные занятия, проводимые в академии для юных музыкальных дарований. Так вот, там его считали полной бездарность, и в то, что у него что-то получится, верила только его мама. 5 место: Вице-президент Российской академии наук академик Жорес Алферов, лауреат премии Киото (премия состоит из диплома, золотой медали и 400 тысяч долларов) и лауреат Нобелевской премии в области физики, по его собственному признанию, в школе не получал по физике оценок, выше "4", и вообще учился по физике весьма посредственно. 4 место: Франциско Гойа в Сарагосе, куда его послали на обучение, проявлял гораздо большие таланты в пении серенад, исполнении арагонской хоты, а также в дуэлях. После одной из них он выжил чудом, но даже это не заставило его серьезней относиться к живописи. 3 место: Обидчивый, маленького роста и плаксивый Ньютон в школе был одним из самых неуспевающих и неталантливых учеников. Кто бы мог подумать, что через несколько десятков лет его будут называть "Небесным существом, совсем непохожим на смертных". 2 место: А к одному гимназисту родители были даже вынуждены взять репетитора по русскому языку и литературе. Этого гимназиста интересовало все, что угодно, только не российская изящная словесность. Этого гимназиста звали Александр Блок. 1 место: Эйнштейн в детстве был застенчивым, заторможенным и отсталым ребенком. Для него было трудно даже научиться говорить. Учителя были в отчаянии, а родители опасались за умственные способности своего сына. Сам Эйнштейн был удивлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых известных людей в мире. У него было только два правила. Первое - не имей вообще никаких правил. И второе - будь независим от мнений других. Как-то раз Энштейн который решал труднейшие научные задачи, заявил, что использование двух сортов мыла для разных целей слишком осложняет жизнь. Больше всего на свете Энштейн любил свою работу, игру на скрипке и плавание под парусом.
Порой бывает, если малышу часто читали одну и ту же книжку, то он её так хорошо запоминает, что пересказывает наизусть, переворачивая в нужном месте листы. Со стороны может показаться, что он умеет читать. Но стоит дать ему незнакомый текст, и ясно, что это не так. Со счётом может происходить похожая история. Разница лишь в том, что взрослый не всегда чётко представляет, чем же отличается, осознанный счёт от неосознанного счёта. Это происходит потому, что некоторые вещи, очевидные для взрослого, для ребёнка, порой, являются загадкой. Так исследования знаменитого психолога Ж. Пиаже (впоследствии эти исследования назвали "признаком Пиаже") показали, маленькие дети не понимают, что количество воды будет одним и тем же и в узком стакане, где уровень воды поднимается высоко, и в широком, где уровень воды низок. Они не понимают этого даже тогда, когда воду переливают в их присутствии, и они видят, что ее количество не уменьшилось и не увеличилось. Если малышу предложить сравнить несколько крупных предметов с аналогичными маленькими предметами, и спросить каких по количеству предметов больше, он будет показывать на большие предметы, даже, если их количество явно меньше. Мало того, если перед ним разложить несколько предметов одинаковой формы, а затем раздвинуть эти предметы так, чтобы они занимали большую площадь, при этом, задав вопрос, предметов стало больше, меньше или осталось столько же, он будет утверждать, что количество их увеличилось.
Некоторые дети, заучив порядковый счёт, не умеют правильно пересчитывать, то есть каждому номеру ставить в соответствие последовательно один предмет. Возникают и затруднения, если уже от заданного количества требуется продолжить счет. Все эти трудности говорят о ещё несформированном понятии числа, над которым следует работать. В противном случае данное понятие может не сформироваться и в первом классе, что значительно затормозит процесс усвоения предмета математики. Проверить, умеет ли ребёнок считать осознанно, можно с помощью несложного теста: - Положите перед ребёнком 2 яблока и кучку из 3-х горошин. Спросите, чего больше яблок или горошин? - Взрослый хлопает в ладоши, а ребёнок, при каждом хлопке откладывает по одной пуговице. - Попросите принести ребёнка столько же игрушек, сколько у него в руках карандашей, при этом, не пересчитывая ни то ни другое. А теперь попросите каждой игрушке раздать по карандашу. - Возьмите 7-10 монет одинакового достоинства. Выложите их перед ребёнком, но не просите пересчитывать. Раздвиньте при нём монеты так, чтобы они занимали большую площадь. Спросите, монет стало больше, меньше или осталось столько же? - Взрослый показывает и говорит ребенку: "Здесь четыре карандаша", затем добавляет еще три и спрашивает: сколько получится всего карандашей?"
Но даже, если ребёнок справляется со всеми заданиями, полное понимание понятия числа может так и не прийти, если он не осознает, что данное математическое понятие является абстракцией. Часто ребёнку и не приходится задумываться над этим, ведь взрослый заведомо предлагает ему пересчитать конкретные единичные предметы. Выше мы уже говорили, о том, что простой счет не является гарантией развития математических способностей. Понимание же того, что в единицу счёта может входить несколько объектов, или, что одному объекту может соответствовать разное число, в зависимости от используемой мерки, подводит ребёнка к более глубокому пониманию понятия числа и способствует уже развитию у него предпосылок математического мышления. Такое правильное введение числа, и, к тому же, преподносимое правополушарным способом, то есть образно, к сожалению, большая редкость (современные дошкольные программы вовсе не ставят перед собой такую задачу). В основном обучение сводится к практическому счёту, и даже, если ребёнок пересчитывает большие и маленькие предметы, а затем, их сравнивает по количеству, а не по величине, то делает это не из-за понимания, а потому, что его так научили. Работа над преодолением признака Пиаже на примере пластилина, воды, сыпучего материала, исследование понятия числа с помощью мерок, образная подача абстрактности числа, - вот что способствует развитию математического мышления. Но добиться развития предпосылок математического мышления одним только изучением понятия числа и обучением осознанному счёту невозможно, ведь предмет математики является более широким понятием, включающим в себя много направлений. Поэтому поговорим, над, чем ещё следует работать.
1. Сенсорные способности. Очень важно развивать сенсорные навыки: зрение, слух, осязание, моторику. И, если есть возможность, расширять кругозор малыша большими и малыми путешествиями. Один поход в зоопарк откроет мир животных, как ни одна энциклопедия в картинках. Ведь картинок правому полушарию мало! Вы когда-нибудь слышали, что говорит взрослый человек, который впервые увидел море? "Я не знал, что оно такое!" Но ведь он изучал его в школе, видел на картинках и по телевизору, что же он не знал о море? Да, по частям он знал о море многое, то есть левым полушарием. Но целостно, он ощутил его великолепие только сейчас, своим правым полушарием, он открыл его заново!
2. Воображение. Как у левополушарных, так и у правополушарных детей следует, прежде всего, развивать воображение. Помните, что воображение – это ключ к развитию мышления (основное из положений в концепции развития дошкольников профессора психологии В.Т. Кудрявцева), но воображение не "просто о чём-то", а воображение конкретное и продуктивное. На раннем этапе это просто игра – покормить куклу, попрыгать зайчиком. Затем, примерно к двум годам, можно иногда заменять игрушки палочками, камешками, листиками. Скажем, взять за правило не брать на прогулку игрушки, а помочь ребёнку организовать игру из подручных средств. А дома можно использовать один и тот же кубик и как машинку, и как стульчик, и как телевизор. Полезно играть в игру "на что похоже". Например, на что похож огрызок яблока, ветка дерева, камень? Трёхлетке уже можно предложить самостоятельно выложить из геометрических фигур или палочек различные картинки. Учитывая, что воображение, это некий процесс, когда по части определяется целое, очень полезными будут задания на составление целого из частей. И чем раньше этим ребёнок займётся, тем лучше. Начинать можно с полутора- двух лет. Для начала это может быть картинка, разрезанная на смысловые части (голова, туловище, лапы, хвост), которую собирает сам взрослый, а затем ребёнок. Потом, кубики из разрезных картинок (на первом этапе 4 кубика с простыми картинками) или картинка, разрезанная на 2 части. Полезно собирать пазлы. Для 5-6 -леток нужны уже игры посложнее, типа "Пифагор", "Колумбово яйцо", "Волшебный круг" или картинки, разрезанные на части, желательно прямыми линиями. Можно предложить дорисовать круг или другую фигуру, чтобы получился полный сюжетный рисунок, где круг был бы элементом данного рисунка.
3. Гармонизация полушарий Наилучшим вариантом можно считать гармоничное развитие обоих полушарий. Для этого нужно правильно организовать занятия ребёнка и выполнять специальные упражнения. В этой связи специалисты советуют младенцам больше ползать. Начиная с двух-трёх лет полезны любые упражнения на пересечение средней линии тела. Например, правой рукой дотронуться до левой коленки, левой рукой – до правой. Много таких подобных упражнений используются во время танцев. Поэтому с 3-х до 6-ти лет занятия в кружках танцами или ритмикой, не только скоординируют малыша, но и положительно повлияют на его умственные способности. Перекрёстные движения можно выполнять и как физкультминутку между занятиями. Другими полезными упражнениями являются "рисование" в воздухе двумя руками одновременно. Можно рисовать различные фигуры, водя руками в одну сторону или симметрично относительно средней линии тела. Когда ребёнок научится рисовать, упражнение хорошо перенести на бумагу. Следует дать шестилетнему ребёнку в каждую руку по карандашу и попросить его провести двумя руками одновременно две вертикальные волнистые линии, положив перед ним образец. Попеременно предлагайте рисовать то одинаковые по направлению линии, то симметричные, относительно прямой. Когда ребёнок научится выполнять простые задания, можно перейти к более сложным картинкам. Например, попросить его одновременно нарисовать одной рукой солнышко, а другой – месяц. Все эти упражнения будут полезны не только в дошкольном возрасте, но и в начальной школе. Чем меньше ребёнок, тем более он правополушарный. Поэтому и занятий у него должно быть больше правополушарных. Если малыш посещает детский сад, то дополнительно он может заниматься танцами, рисованием, пением. Дополнительные занятия английским языком, математикой, грамотой будут слишком перегружать левое полушарие, и поэтому вредны. Детсадовским детям достаточно тех левополушарных занятий, которые есть в саду. Несмотря на то, что шестилетки уже в большей степени могут заниматься левополушарными занятиями, они, к сожалению больше всех страдают перегруженностью. Ведь родители их обязательно отправляют на курсы подготовки к школе. И в место, положенных двух занятий по математике и двух занятий по грамоте в саду, добавляется столько же на курсах. Двойная нагрузка даёт о себе знать. Ребёнок становится во время занятия вялым, апатичным, рассеянным, хуже усваивает материал. Положение усугубляется тем, что школьные учителя подают информацию левополушарным способом. В результате, притормаживается развитие воображения, нестандартного мышления и теряется естественный интерес к процессу познания.
4. Логика и нестандартное мышление. Безусловно, следует развивать логическое мышление. Прежде всего, для этого необходимо в общении с ребёнком быть последовательным. Уже годовалый малыш знает, если в дверь позвонили, значит, кто-то за ней появится. Он может вычислить, что последует дальше, по некоторым знакомым действиям взрослого. К двум годам малыша уже можно учить распределять предметы по группам, например, по цвету или на большие и маленькие. В три года уже можно предлагать задания найти лишний предмет из нескольких. Но если логическое мышление рано или поздно взрослые обязательно начинают развивать у малыша, то мало кому приходит в голову развивать и нестандартное мышление, мышление более высокого уровня. Как не странно, но именно у нерадивых учеников школы и развито такое мышление, ведь они чаще попадают в нестандартные ситуации, из которых вынуждены искать выход. Этим и объясняется парадокс того, что двоечник после школы, порой, начинает "обгонять" отличника. Какие же действия взрослого могут развить у малыша нестандартное мышление? Прежде всего, это воспитание чувства юмора, игры – шутки, постоянное общение с ровесниками. Опыт неожиданного результата, решение спорных вопросов ребёнок получает в игре. Чтобы выходить из затруднённых ситуаций и понимать юмор, у ребёнка должно быть развито воображение. Для 5-6 летних детей можно предлагать простые задачки на сообразительность и смекалку. Например, "в корзине три яблока, раздать трём сёстрам по яблоку так, чтобы одно осталось лежать в корзине", или "два отца и два сына, сколько их всего?". Если не все дети могут решить такие задачи самостоятельно, да и взрослые, порой, затрудняются, но понять объяснение правильного решения, они уже в состоянии. Следует заметить, что, развивая логическое мышление, мы развиваем левое полушарие, а развивая нестандартное мышление – правое. Тем самым и получаем гармоничное развитие. 5. Развитие чувства пространства и конструктивных навыков. Младенец пытается дотянуться до висячей игрушки, но ещё не может рассчитать, насколько далеко нужно протянуть руку. Но после нескольких попыток у него, получается, дотронуться до погремушки. Так ребёнок начинает осваивать пространство. С момента ползанья, у малыша, начинается новый этап познания пространства. Наконец он берёт кубик и начинает строить башенку. Тут выясняется, что кубики разной формы по-разному устойчивы. Чем старше ребёнок, тем сложнее становятся конструкции, тем больше у него опыта. Освоение пространства младенцем заложено природой, и от взрослого лишь требуется не затормозить развитие. К сожалению, это природное стремление познания почти не реализуется в обучении дошкольников, а школьников и вовсе начинают знакомить с геометрией в седьмом классе, именно в тот момент, когда правое полушарие становиться не доминирующим (дети правополушарные до 10 лет). Но левым полушарием понять геометрию невозможно, поэтому для многих этот предмет остаётся навсегда сложным и непонятным. На самом же деле, просто взрослые упускают возможность вовремя развить пространственное воображение у детей, когда они ещё являются правополушарными существами. А что такое "пространственное воображение"? Пространственное воображение– это умение "видеть", представлять фигуру, как она есть, то есть со всех сторон одновременно. Пространственное воображение – это умение "двигать" фигуры в уме и представлять, что получится в результате перестановки. Но традиционно изучение геометрии с дошкольниками не связывают с воображением, а в основном сводят к изучению названий фигур (левополушарное занятие). Дети не исследуют фигуры и не знакомятся с их свойствами. Вне обучения обязательно нужно дать возможность реализоваться потребностям ребёнка в освоении им пространства. У малыша должны быть кубики, конструктор "Лего", и другие варианты конструкторов. Очень полезны игры типа, "Сложи квадрат", "Уголки", "Колумбово яйцо" и другие. Важна и двигательная активность, любые подвижные игры, танцы. Мы должны не забывать, что, развивая вообще воображение ребёнка, мы тем самым способствуем и развитию его пространственного воображения.
Мы говорили о том, что надо делать, теперь поговорим о том, что делать не надо. Взрослым придётся признать, что каждый ребёнок имеет право на свой темп развития. Практика показывает, что порой отстающий ученик, может, впоследствии, и обогнать сверстников. Но это происходит только в том случае, если взрослые сами не затормозили его развитие. Ребёнок же, как кажется, опережающий ровесников, в будущем может стать и заурядным. Поэтому важен не темп, с которым ребёнок усваивает материал, а сам способ усвоения. Отсюда следует, что нельзя приучать ребёнка получать знания пассивно, то есть бездумно, с помощью алгоритмов и механического заучивания. А в процессе обучения не конструктивно его критиковать, торопить или заставлять. Вредно загружать абстрактной символикой (цифрами, нотами) неокрепшее левое полушарие до 5 лет, что приводит лишь к пассивному знанию, а не к развитию.
Вредно ограничивать ребёнка в движении, что может затормозить процесс гармонизации полушарий головного мозга. Перевес количества левополушарных занятий и левополушарный способ подачи материала крайне вредны для дошкольников. Отсюда следует, что необходимо строго ограничить детей в дополнительных занятиях математикой, грамотой, английским, заменив их рисованием, танцами, пением. А подготовку к школе, лучше доверять специалистам дошкольного образования, а не учителям начальных классов, которые не ознакомлены с психологией и физиологией дошкольника. Следует помнить, что такая перегруженность головного мозга может привести к нежелательным последствиям в развитии ребёнка, к его чрезмерной болезненности. Что, в свою очередь, ведёт к ограниченности его творческого потенциала, и тормозит развитие мышления. Марина Султанова