Знакомство с цифрой и числом. Для того чтобы усвоение цифр было не механическим, а осознанным, необходимо знакомить с ними ребенка после того, как у него будет сформировано представление о связи числа и количества. Предложите ребенку положить на стол, например, кубик и спросите: сколько кубиков на столе? Количество предметов обозначается знаком. Этот знак называется "цифра". Цифра "один" обозначает число предметов - один кубик. Далее можно показать ребенку цифру 1, предложить раскрасить ее. Точно так же можно познакомить ребенка и с другими цифрами.
Порядковый счет. Многие дети не различают порядковые и количественные числительные, не осознают их значение. Ребенок должен иметь представление о том, в каких случаях люди пользуются порядковым счетом. Малышу необходимо объяснить, что вопросы "который?", "какой по счету?" требуют особого пересчитывания. При этом каждый предмет получает свой номер в ряду, и для ответа на вопрос "на котором месте" или "который по счету?" существенное значение имеет направление счета. При определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях - указывать, в каком направлении велся счет. На что надо обратить внимание? Обычно дети затрудняются в согласовании числительных с существительными. Подберите для счета предметы мужского рода, женского рода, например, цветные изображения яблока, сливы и ананаса, и покажите, как в зависимости от того, какие предметы пересчитываются, изменяются слова один, два и так далее. Одно яблоко, одна слива, один ананас. Два яблока, две сливы, два ананаса и так далее. Очень часто дети числительное один заменяют словом раз. Когда ребенок начнет считать: "Раз, два, три", остановите его, возьмите в руки, например, мячик и спросите: "Сколько мячиков?" "Один мячик", - отвечает ребенок. - "Правильно, один мячик. Нельзя сказать "раз мячик". И считать надо так: один, два...".
Число 0. Прежде чем знакомить ребенка с цифрой 0, предложите ребенку пересчитать, например, конфеты в коробке (4 штуки), а потом угостить ими своих родных: одну конфету маме, другую - папе, третью - бабушке, четвертую - дедушке. В коробке не осталось ничего. Это можно записать цифрой. На письме "ничего" обозначается цифрой 0. Ноль ставят самым первым слева в ряду других цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.Знакомство с понятиями "больше", "меньше", "столько же". Это знакомство начните с использования различных мелких предметов (пуговицы, палочки, камешки, геометрические фигуры). Например, попросите ребенка отсчитать четыре кружка и три квадратика и разложить их в два ряда, один под другим, сверху кружочки, снизу - квадратики. Раскладывать нужно так, чтобы под кружком лежал квадратик. Ребенок увидит, что одному кружку не хватило пары. Значит, кружков больше, чем квадратиков, а квадратиков меньше, чем кружков. Если убрать один кружок, то квадратиков будет столько же, сколько кружков.
Геометрические фигуры. В начале выясните, знает ли ребенок геометрические фигуры. Если ребенок путает, например, овальную форму с круглой, квадратную с прямоугольной, то необходимо провести рассматривание и сравнение моделей фигур. Фигуры сопоставляют попарно, организуется обследование их осязательными и зрительными путями. Ребенок обводит контур, скользит руками по поверхности моделей - таким образом, обеспечивается общее восприятие формы. Большую пользу принесут занимательные игры и упражнения геометрического содержания. Например, надо посчитать количество треугольников или квадратов в составленной фигуре или найти картинку, составленную из определенных фигур. Такого рода задания развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей у детей. Знакомство с геометрическими фигурами пройдет успешнее, если ребенок, например, сложит фигуру из палочек, слепит из пластилина, вырежет из бумаги или сконструирует. Очень полезны будут игры на установление приблизительного сходства предмета с геометрической фигурой. Спросите ребенка, на что похож овал (на огурец, дыню, яйцо), треугольник (на крышу дома, на пирамидку), круг (на солнышко, мяч) (см. Игра "Ассоциации").
Сравнение чисел. Начните со сравнения групп предметов, картинок, фигур, которые располагают друг под другом. Например, вы кладете три красных круга, а под ними два синих. Ребенок сравнивает, каких кругов больше, каких меньше. Объясните почему. После этого можно приступить к сравнению чисел. Количество красных кругов ребенок обозначает цифрой 3, количество синих - цифрой 2. Сравнивает числа: три больше двух. Далее вы должны научить ребенка писать математические знаки сравнения <, >, =. Учитывая возрастные особенности ребенка, длительность одного занятия должна быть не более 20 минут. Причем 2-3 минуты следует отвести на физкультминутки (их на занятии нужно проводить 2 раза).
Данные игры рассчитаны для детей от 8 месяцев. Прежде чем приступить к занятиям, нужно усвоить несколько простых правил. - Все задания должны предлагаться в виде игры, причем участвовать в игры должна и мама. - Перед занятием проверьте, чтобы все было удобно и ничего не отвлекало от игры. - Помните, что начинать любое занятие следует лишь после того, как малыш будет накормлен, спокоен и в хорошем настроении. - Все предлагаемые для игры дидактические материалы должны быть яркие, красивые, интересные. Они не должны лежать в ящике с остальными игрушками. После каждого занятия обязательно все прячьте, чтобы ребенку они не надоели. - Во время игры, не спешите давать правильный ответ. Пусть малыш подумает немного. Дайте ему столько времени, сколько потребуется. Наберитесь терпения. Возможно, стоит предложить ему следующее задание, а потом вернуться к не выполненному. - Обязательно хвалите ребенка за успешно выполненное задание. Но не переусердствуйте. - Не переутомляйте малыша. Играйте меньше времени (15-20 мин.), но чаще (2-3 раза в день). Будьте внимательны к ребенку и Вы обязательно узнаете когда нужно остановиться. - И последнее, заканчивайте каждое занятие на позитивной ноте, независимо от результатов. Как изготовить и играть в игры с геометрическими фигурами. Вырежете из плотного картона различные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др.). Каждой фигуры должно быть по 7 штук. Покрасьте круги, треугольники, квадраты и т.д. в цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). Таким образом, у вас должно получится по семь разноцветных фигур каждого вида. Можно сделать фигуры различные не только по цвету, но и по форме: большие и маленькие. Такой незатейливый материал, поможет Вашим малышам выучить 7 основных цветов, фигуры и формы. Занятия, которые мы предлагаем помогут развить логическое мышление, усидчивость, память, внимание. Задание 1. Сложите полоску из различных фигур и попросите ребенка построить такую же. Образец можно оставить у него перед глазами. Задание 2. Сложите незатейливые узоры (круг, квадрат, треугольник, круг и т.д.). Попросите малыша продолжить этот узор самому. Задание 3. Постройте картинку из геометрических фигур (машинку или ёлочку). Малыш с удовольствием будет повторять за вами или придумает что-нибудь сам. Задание 4. Постройте картинку из геометрических фигур (машинку или домик). Попросите ребенка отвернуться и поменяйте какую-нибудь деталь (например, приставьте колеса другого цвета или другой формы). Пусть малыш назовет, что изменилось. Задание 5. Попросите малыша собрать в одну коробку или стопочку все круги, в другую все квадраты и т.д. Можно попросить разделить все фигуры по цветам или по величине. Задание 6. Постройте линию из фигур, например, 3 круга и 1 квадрат. Спросите что лишнее? Ответ - квадрат. Можно составлять такие зависимости как по форме, по размеру так и по цвету. Помните, что никто так хорошо не знает своего малыша, как Вы, дорогие мамочки, проводящие с ним большую часть времени.
И.Гурина Длинноносой Единице Дома, в строчке не сидится! - Путешествовать хочу, К двойке в гости полечу! Соберу я чемодан, Положу один стакан, Книжку толстую одну, Щетку с мылом заверну, Я возьму одну матрешку И одну большую ложку. Ярко-рыжий апельсин Я возьму с собой один. Молока один пакет И один мешок конфет! Ничего я не забыла? Ах! Себя не положила!
Единица Г.Сапгир В отдельной квартире живет Единица, И добрых соседей она сторонится. Сидит у окна эта тощая дама, И смотрит надменно, и держится прямо. -Ну что там творится? - Глядит она строго. А в мире всего удивительно много! Много дорог, еще больше дорожек. Много собак, но не меньше и кошек. Много прохожих, немало машин. Есть даже несколько горных вершин. Сидит Единица, пьет кофе с корицей Чашку за чашкой как заводная. И только вздыхает: -Одна я! Одна я!... Дети уехали, внуки пропали, Племянники тоже писать перестали. - И только недавно пришла ей записка, А в ней непонятное: "Вы - эгоистка!"
И.Гурина У реки в седом бору Двойка плакалась бобру: - В воду я зайти не смею, Я ведь плавать не умею! Шепчут ей два пескаря: - Ты грустишь, подружка, зря! Прилетели две стрекозки: - Вытирай-ка двойка слезки! Две лисички прибежали, Двойку дружно утешали: - Ты на лебедя похожа, Значит, плавать можешь тоже! Двойка радостно вздохнула, Шеей длинною качнула, В воду теплую зашла И как лебедь поплыла!
Е.Шварц В пару нашей единице Только равная годится. Например, сапожки лаковые, По размеру одинковые. Хоть и не с одной ноги, Эта пара - сапоги! А еще считают парой чашку с блюдцем, Маму с папой.
И.Гурина Не сидит без дела Тройка, Затевает тройка стройку. Тройка главный командир, И прораб, и бригадир! Три веселых комара Тащат краски три ведра, Пилят доски три грача, Волк несет три кирпича. С молотками три котенка, Гвозди носят три утенка. Три крота траншею роют, Три медведя крышу кроют. Три козы сложили печку, Красят окна три овечки. Каждый зверь пришел, помог: Получился теремок!
Е.Шварц Три размера есть: Длина, Высота и ширина. Время На три делят люди: Что прошло, Что есть, Что будет. Но важней всего семья: Трое: Папа, мама, я!
И.Гурина Как-то раз зимой четверка Собралась пойти на горку. В теплых варежках, в ушанке, За собою тащит санки. На пластмассовой тарелке Едут вниз четыре белки. А четыре куропатки Под горой играют в прятки. На горе четыре мыши Перепутали все лыжи, А ежи, четыре братца, Помогли им разобраться! Лось на четырех ногах С теплой шапкой на рогах На дороге снег топтал, На санях зверей катал!
Е.Шварц Мчится над землей Карета. Осень в ней, Весна и Лето. Правит лошадьми сама Белоснежная Зима. У четверки путь далек: Север, Запад. Юг, Восток!
И.Гурина Чем так занята Пятерка? У нее идет уборка! Воду носят пять бобров, Окна моют пять коров. Пять мышей несут метелку, Пять гусят ей чинят полку, Пять котят белье стирают, Пыль повсюду вытирают, Пять веселых комаров Выбивают пыль с ковров, Пять зеленых лягушат К ним на выручку спешат. Моют пять ежей посуду. Чисто стало – просто чудо! За столом потом сидели, Пили чай и плюшки ели!
У ладошки пять детишек, Пять веселых шалунишек. Все подряд они хватают, Только ночью отдыхают. Как зовут их, угадайте, Малышей пересчитайте. Пальчики легко узнать – На руке их ровно пять.
В школе буду получать Я по всем предметам пять Я с Пятеркою всегда Буду не разлей вода.
У звезды есть пять детей Пять сверкающих лучей По ночам они не спят Всем светить они хотят.
Завтра будет Мише пять, Знает это цифра Пять. Пять подарочков она Подарить ему должна.
Е.Шварц Все должны об этом знать, Чувств у человека - пять: Это обоняние, Вкус и осязание. Не забудь о главных двух: - Это зрение и слух.
Ирина Гурина За столом сидит Шестерка. Перед ней печенья горка. Шесть огромных шоколадок, Шесть прозрачных мармеладок, Шесть коробочек зефира, Шесть бутылочек кефира. Съела все Шестерка, встала, А потом в дверях застряла! - Ах, - вздыхает Стихи про цифру Шесть, - Видно, надо меньше есть! Шесть мышат над ней смеются, Шесть шмелей над цифрой вьются! - Эй, шестерка, твой живот В двери точно не пройдет! Чтобы в эту дверь пролезть, На диету надо сесть!
Е.Шварц Теплых континентов - Пять. Есть где людям погулять! -Значит, пять всего? - Постой, - Есть еще один, шестой. Там пустынные места. Все покрыто слоем льда. В море ходят льдины, А на них пингвины. (это антарктида)
Ирина Гурина Однажды Семерка гуляла в лесу: Корзина в руках и очки на носу. В волшебном лесу расцвела красота, В корзинке огромной спала пустота! Семь зайцев на встречу скакали гурьбой: - Грибы собираешь? Мы тоже с тобой! По лесу зеленому зайцы бродили И вместе с Семеркой грибы находили! Семь толстых волнушек в болоте нашли, Семь желтых лисичек под елкой росли, Семь белых грибов на поляне стоят, А рядом семья – семь веселых опят! Вот семь сыроежек, семь скользких маслят, Семь рыжиков славных в тенечке шалят. Удачной грибная охота была: Семерка корзину едва подняла!
Е.Шварц Кто со сцены нам поет, Знает: Семь в октаве нот. Сам я подтвердить готов: Семь у радуги цветов. Дней в неделе тоже семь. Ну, уж это Ясно всем!
В сказках Цифра Семь живет, В гости всех детишек ждет, Гномов семь и семь козлят С ними поиграть хотят.
Сколько дней в неделе? Семь. Хорошо известно всем. Друг за дружкою идут, Всех по-разному зовут.
К ноткам цифра семь пришла, Семь им звуков принесла. Стали нотки распеваться В звуки стали наряжаться.
И.Гурина Восьмерка зимою смотрела в окно: Снежинки летели, и было темно! Зажегся фонарь, и в ночном серебре Увидела друга она во дворе. Скучали на лавочке восемь котов, Машины стояли различных цветов. Не глядя на кошек, печатая шаг, Гуляли по улице восемь собак. Под крышею восемь сосулек висели, И восемь сорок на березу присели. Стоял снеговик посредине двора. Сказал он Восьмерке: - Ну, здравствуй, сестра! Смотри-ка, как мы друг на друга похожи: Ты из кружков, и я, видишь, тоже! Восьмерка ответила:- Знаешь, дружок, Похоже, ты выше на целый кружок!
Е.Шварц Быстро ходит Осьминог. - У него же восемь ног! Быстро нить плетет Паук. - У него же восемь рук! Кто бы мне приделать смог Восемь рук И восемь ног!
Ирина Гурина В теремке жила девятка: Спать любила сладко-сладко. Красный бантик над макушкой, Хвост веселой запятушкой. Как-то ей приснился сон: Чудо-лес со всех сторон, Девять радужных стрекоз Ей венок сплели из роз, Девять быстрых окуней На волнах играли с ней, Девять уток с ней летали, Девять лис ее катали, Девять ярких мотыльков К ней спустились с облаков. А потом притопал слон И спугнул чудесный сон!
Е.Шварц Больше этой цифры - нет! Девять шариков - планет По физическим законам Кружат в космосе бездонном Возле солнечной звезды А на третьей Я и ты!
Ирина Гурина Шла десятка в магазин С целым ворохом корзин. Там купила десять книжек, Десять маковых коврижек, Десять кубиков купила, Десять кружек не забыла, Десять розовых тарелок И зачем-то десять грелок. Десять спелых сочных груш, Наступила в десять луж, Еле-еле дотащила, Чуть добро не уронила! Занесла она багаж На десятый свой этаж. А потом себя спросила: - И зачем я все купила?
В.Н.Савичев Словно старшая сестричка, Ведет нолик единичка. Только вместе пошагали, Сразу цифрой десять стали.
Е.Шварц Десять - это пять и пять, Можешь пальцы сосчитать! Пишем так: Один десяток, Единицы ни одной. Единицы - ни одной? Значит справа ставим "ноль"!
Е.Шварц Нолик - круглый, Как Земля. Все считают от нуля. Арифметика проста: Если ноль - ладонь пуста. Пишем "0", И ясно всем: Здесь чего-то нет совсем!
Ребенок получает представление о времени задолго до того, как начнет определять его по часам и календарям. Еще не умея выговаривать свой возраст, он уже может показать "сколько годиков" на своих пальчиках. Малыш в 2-4 года без часов чувствует приближение обеда, с нетерпением ожидает свой день рождения и Новый год, он занет, что ночью все спят, и ощущает разницу в возрасте родителей и бабушки с дедушкой. Ребенок часто слышит слова вчера, завтра, сегодня, понедельник, выходные, суббота, воскресенье, зима, лето, 8 часов, ночь, день, минута, час и т.д. В 5-6 лет дети уже задают многочисленные вопросы, связанные со временем. Дошкольники обращают внимание на часы в метро, на остановках и автобусных и железнодорожных станциях. Дети интересуются расписанием движения транспорта и понимают необходимость соблюдения режима дня.
Занимаясь по материалам данного раздела, ваш малыш научится различать и называть по порядку дни недели, времена года и месяцы, познакомится с их характерными особенностями. Перед тем как выполнять задания, побеседуйте с ребенком, объясните ему, что нужно сделать. Обязательно отвечайте на вопросы малыша, поощряйте его любознательность и речевую активность. Активизируйте в речи ребенка использование порядковых числительных (первый, второй, третий...) и сравнительных прилагательных (старше, самый старший, младше, самый младший и т.д.). Если некоторые вопросы покажутся маленькому ученику слишком сложными, помогите ему, объясните задание еще раз. Полученные знания старайтесь закреплять и в повседневной жизни.
Ребенок к 6-7 годам должен научиться: - чувствовать длительность времени - какой объем дел или что можно выполнить за 1 минуту, за час, за день, за неделю, что было раньше, а что позже; - изменять темп и ритм своих действий; - планировать свои дела и занятия; - определять время по разным часам до получаса; - понимать назначение календаря, знать название и последовательность времен года, месяцев, дней недели.
Кроссворды для детей 7-9 лет При отгадывании слов нужно в каждую клетку ставить по одной букве. Каждое отгаданное слово должно содержать столько букв, сколько для него отведено клеток. Кроссворд № 1 По горизонтали: 1. Число. 3. Мера массы. По вертикали: 1. Название месяца. 2. Число, получаемое при сложении. 3. Знак сравнения. Кроссворд № 2 По горизонтали: 1. Цифра, состоящая из двух крючков. 6. Число, которое состоит из одного десятка и трёх единиц. По вертикали: 2. Два выражения, которые соединены знаком "равно". 3. Наибольшее однозначное число. 4. Название месяца. 5. Единица измерения длины. Кроссворд № 3 По горизонтали: 3. Название знака действия. 4. Осенний месяц. По вертикали: 1. Геометрическая фигура. 2. Мера для измерения жидкостей. Кроссворд № 4 По горизонтали: 3. За сколько сольдо Буратино продал свою азбуку? 5. Инструмент для черчения отрезков. По вертикали: 1. Число, которое вычитают. 2. Единица длины. 4. Денежная единица. Ответы на кроссворды: Кроссворд № 1. По горизонтали: 1. Два. 3. Килограмм. По вертикали: 1. Декабрь. 2. Сумма. 4. Равно. Кроссворд № 2. По горизонтали: 1. Три. 6. Тринадцать. По вертикали: 2. Равенство. 3. Девять. 4. Март. 5. Дециметр. Кроссворд № 3. По горизонтали: 3. Минус. 4. Сентябрь. По вертикали: 1. Отрезок. 2. Литр. Кроссворд № 4. По горизонтали: 3. Четыре. 5. Линейка. По вертикали: 1. Вычитаемое. 2. Метр. 4. Рубль. Суркова О.П.
Когда малыша можно научить считать? Многие родители стремятся это сделать как можно раньше, порой, прямо с пелёнок. Уж до трёх то лет обязательно, ведь "после трёх уже поздно"! А зачем? Конечно, нет сомнения в необходимости обучению навыкам счёта, но оправдано ли такое раннее обучение? Рассмотрим возможные аргументы тех, кто за ранний счёт.
1. Чтобы стал лучшим счетоводом, занимал первые места на арифметических конкурсах! А существуют ли вообще такие конкурсы? Если даже и существуют, то сколько раз в жизни можно на них поучаствовать? Я думаю, вряд ли эта прозаическая цель вдохновляет родителей на обучение ребёнка раннему умению считать.
2. Без хороших навыков счёта не проживёшь! Вообще сомнительное утверждение. Даже те профессии, которые требуют обязательного счёта: кассир, бухгалтер, продавец уже немыслимы без использования калькулятора и компьютера.
3. Счёт развивает математическое мышление. Скорее всего, эта мысль и подталкивает родителя позаниматься с ребёнком счётом. И если малыш рано научился считать, то это уж точно математические способности! В это можно было бы поверить, если бы не одно но. Многие профессора математики, преподаватели математических вузов не стесняются признаться, что считают неважно. А вот обладатели противоположных профессий, скажем музыканты, языковеды, порой могут похвалиться отличным и быстрым счётом в уме. Это наталкивает на мысль, что навык счёта и математическое мышление не совсем последовательно связанные между собой понятия. То есть хорошо считающий ребёнок, не значит обладающий математическими задатками.
4. Считая, ребёнок развивает свой ум и память. Тоже сомнительное утверждение. Встречаются умственно отсталые дети, которые научились отлично считать. Но практика счёта никак не повлияла на их общие умственные способности.Память тоже с помощью счёта не улучшишь. Психологами установлено, что простое механическое заучивание не развивает память. Если ребёнок легко запоминает длинные стихи, то он уже обладает хорошей механической памятью. Если же память плохая, то её следует развивать, но не механически, заучивая длинные тексты. А следует учить ребёнка воображению и умению строить логические и ассоциативные связи, привлекая для этого все органы чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Правда все-таки, считая можно развивать и мышление, только при одном условии, если счёт будет осознанным. То есть лучше научиться считать осознанно до двух, чем без понимания до двадцати.
5. Хорошо считая, ребёнок будет более уверен в себе. Практика показывает, что дети, которых научили рано считать, читать, дали энциклопедические знания, научили решать логические задачи, действительно чувствуют себя уверенно в тех вопросах, которые знают хорошо по сравнению со своими сверстниками. Но, как правило, их учили получать знания пассивным образом, у них плохо развито продуктивное воображение и способность к решению нестандартных задач. Поэтому, именно эти дети чувствуют себя крайне неуверенно, когда встречаются с чем-то для них ещё не знакомым. Они не умеют проявлять инициативу в получении новых знаний и привыкли, чтобы им всё "разжевывали". При этом свои неудачи они воспринимают более болезненно, чем не очень знающие, но более смышленые их сверстники.
6. Ребёнку будет легче учиться в школе. Что же касается школы, то многое зависит от программы и от учителя. Кто-то в первом классе считает только в пределах десяти, но зато решает геометрические задачи, а кто-то уже с октября усиленно тренирует быстрый счёт и делает упор на логику. К четвёртому классу знания всё равно сравняются, а вот мышление может быть развито по-разному, и не только мышление. Программа начальной школы, содержащая много заданий на счёт и логику, перегружает левое полушарие головного мозга. Что может привести к снижению эмоциональной сферы ребёнка, к непосильному перегрузу, а, следовательно, к капризности, вялости или возбудимости, к постоянной болезненности. Что в свою очередь приводит к снижению креативности (способности к творческому мышлению). Считать то он будет хорошо, но какой ценой! Ребёнку действительно будет легче учиться в школе, если он будет учиться по хорошей программе у хорошего учителя.
7 Чем раньше ребёнок научился считать, тем он способнее. Дети, которые научились считать только в 5-7 лет, и дети, которые научились этому раньше, ничем не отличаются по своим умственным показателям. Ещё Гумилев рассказывал о необыкновенной интеллектуальной одаренности индейцев Северной Америки, которые продолжают вести традиционный образ жизни. Никто из родителей не обучает малышей чтению и счету в раннем возрасте. Но их дети очень быстро осваивают школьную программу, а затем поступают в высшие учебные заведения и успешно закачивают их, также опережая программу. Другой пример - дети военных лет, которые, порой, садились за парты только к 10 годам, что им не помешало впоследствии стать профессорами и докторами наук. Ошибочно думать, что раннее развитие способно сделать вундеркинда из вашего малыша. Вопреки, казалось бы, здравому смыслу, исследования показали, что общая среда мало влияет на интеллект и личность. По оценкам генетиков, ее участие в формировании свойств колеблется от 0 до 20%. На практике, например близнецы, имеющие совершенно одинаковые условия развития, проявляют себя, порой, совсем по-разному.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: простое форсирование развития малыша не даёт гарантии его истинной развитости. Учить ребёнка следует только осознанному счёту, при этом, не перегружая левое полушарие мозга.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: - Игры с цифрами и числами - Игры путешествие во времени - Игры на ориентирование в пространстве - Игры с геометрическими фигурами - Игры на логическое мышление
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.
Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя." Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д. Затем игра усложняется. Дети строются с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти." Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например: - Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу) - Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье) - Работа по собственному замыслу (просто человека) Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.