Дидактические карточки - Средства передвижения для ознакомления с окружающим миром
Занятия с карточками помогут вам познакомить ребенка с окружающим миром; развить речевые умения; научить сравнивать, классифицировать, обобщать.
Как заниматься по дидактическим карточкам "Средства передвижения"
От 6 месяцев: Показывайте карточки быстро, четко называя нарисованный предмет. Комплект показывать несколько дней, затем заменить новым. Через некоторое время повторить показ.
От 3-х лет: Поиграйте с ребенком: - Подробно опишите любое транспортное средство, нарисованное на картинках, не называя его. Предложите ребенку догадаться, о чем идет речь, и подобрать соответствующую карточку. Затем поменяйтесь с ребенком местами: он описывает - вы отгадываете. - По очереди с ребенком отвечайте на вопросы: quot;Какой?", "Что делает?" относительно каждого транспортного средства, старайтесь дать побольше ответов, найдите характерные отличительные черты, связанные с функциями машин. - Попросите ребенка классифицировать машины на разные группы и объяснить свой выбор. Вместе с ребенком проведите классификацию транспорта по разным признакам: среда передвижения (водный, наземный, воздушный), назначение (пассажирский, грузовой, спортивный, специализированный) и т.п. - Если ребенок уже учится читать, отрежьте названия, перемешайте и предложите подобрать названия к картинкам. - Имея несколько наборов, можно играть в логические игры: - классификация (сортировать карточки по тематике, подбирать обобщающее название); - четвертый лишний (из четырех карточек: три на одну тему и одна на другую, ребенок должен выбрать лишнюю и объяснить свой выбор). Могут использоваться в индивидуальной и групповой работе логопедами, психологами, воспитателями дошкольных учреждений, учителями начальных классов.
Расскажите детям. Гоночный автомобиль - автомобиль специально созданный для участия в автогонках. Автогонки - спортивные соревнования в скорости, один из самых популярных видов спорта в мире. С появленем автомобилей у водителей и конструкторов появилось желание выяснить, какие машины самые лучшие. А как это сделать? Выход один - устроить соревнования - гонки. Сначала в таких гонках участвовали обычные автомобили. А потом специально для соревнований конструкторы придумали гоночный автомобиль. Существуют разные типы гоночных машин и разные виды соревнований. Вершина мировых автомобильных состязаний - "Формула-1". Для нее специально создаются автомобили и двигатели. Первые автомобильные соревнования были проведены во Франции в 1894 году по маршруту Париж-Руан-Париж. В них участвовали самые разнообразные автомобили, приводимые в движение паром, керосином, бензином, электричеством. По правилам машины не могли двгаться быстрее 12,5 км в час. В России первые автомобильные гонки были проведены в 1898 году недалеко от Петербурга. Наибольшая скорость, показанная в этих соревнованиях, была 25,5 км в час. А современные гоночные автомобили на соревнованиях способны развивать скорость до 350 км в час. Гоночные автомобили - самые скоростные машины в мире. Их создают на основе новейших технологий, которые потом используются в обычных автомобилях. Весят они совсем немного, потому что их корпус делают из сверхлегких материалов, применяемых в строительстве самолетов и космических ракет. Обтекаемая форма уменьшает сопротивление воздуха и позволяет развивать большую скорость.
Показывая карточку расскажите детям следующее. Легковой автомобиль - транспортное средство, предназаначенное для передвижения по автодорогам. Легковые автомобили предназначены для личного пользования и имеют от двух до восьми пассажирских мест, одно из которых принадлежит водителю и оснащено рулем, педалями и другими приборами управления. Большинство легковых автомобилей имеют 4 одинаковых колеса с пневматическими шинами, бензиновый двигатель внутреннего сгорания, снабжены дверями и отличается разнообразными типами кузова (седан, лимузин, кабриолет, фаэтон, ландо, пикап, универсал и спортивное купе). Внутри кузова располагается пассажирский салон, моторное и багажное отделения. Слово "автомобиль" произошло от слияния двух слов, древнегреческого "ауто", что означает "сам" и латинского "мобилис" - "движущийся".Первые попытки создать самодвижущийся транспорт вувенчались успехом в 1769 году. Француз Никола Кюньо создал трехколесную повозку, которая была оснащена паровым двигателем и двигалась со скоростью пешехода. Но автомобиль с паровым двигателем мог начать двигаться, только выработав достаточное количества пара. В 1885 году немецкий инженер Карл Бенц установил на трехколесный автомобиль бензиновый двигатель, который позволял начать движение сразу после запуска двигателя. Первые автомобили стоили очень дорого и их могли приобрести только очень богатые люди. В 1908 году американец Генри Форд начал массовый выпуск автомобиля "Форд-Т", который благодаря своей доступности стал очень популярен. С помощью американской компании "Форд" в 1932 году на Горьковском автозаводе ГАЗ был выпущен первый российский (советский) автомобиль. Первое время ГАЗ выпускал точные копии американских автомобилей, но вскоре было налажено производство собственных моделей. Первый отечественный автомобиль создали Евгений Яковлев и Петр Фрезе в 1886 году. Его копия стоит в Московском политехническом музее. Сегодны легковые автомобили выпускают множество фирм в 36 странах мира. Каждая фирма выпускает по нескольку моделей. При конструкции современных автомобилей основное внимание уделяется безопасности, комфорту и удобству управления.
Пассажирский поезд - сформированный и сцепленный состав, состоящий из локомотива и нескольких пассажирских вагонов. Пассажирские поезда, в зависимости от назначения бывают скорые, дальние, местные и пригородные. Движется поезд по железной дороге. Железная дорога состоит из двух рельс, которые опираются на шпалы. рельсы укладываются параллельно, на определенном расстоянии друг от друга. Это расстояние называется колеей. Вдоль железной дороги, для регулировки движения поездов, стоят семафоры и стрелочные станции. Движение поезда регулируется заранее установленным расписанием, в котором предусматривается продолжительность всего пути и количество остановок. Поезд обслуживается поездной бригадой. В пассажирских поездах поездную бригаду, в состав которой входят проводники и электромеханик, возглавляет бригадир поезда. А бригадир, в свою очередь. подчиняется машинисту локомотива. Первые поезда появились более 250 лет назад. Это были небольшие вагончики, которые двигали лошади или люди. В начале 19 века были созданы паровозы. Первый паровоз был создан в 1804 году английским изобретателем Ричардом Тревитиком, но наибольшую известность получил паровоз Роберта Стефенсона "Ракета". Именно он стал прообразом для всех дальнейших разработок паровозов. Первая железная дорога была открыта в 1825 году. В России первый паровоз был разработан отцом и сыном, Мироном и Ефимом Черепановыми в 1834 году. Скорость движения паровозов тогда составляла 50-150 км/ч. В середине 20 века паровозы были заменены на более совершенные тепловозы и электровозы. Сегодня большинство поездов работают от электрического тока. Они способны развивать скорость до 300 км/ч. В современных поездах создаются все условия для комфортного путешествия. Многие из них оснащены удобными сидениями, кондиционерами, телевизорами, душевыми комнатами и даже доступом в Интернет.
Трамвай - вид общественного городского пассажирского транспорта. Обычно трамваи состоят из одного или двух вагонов. Трамвай движется по рельсам и приводится в движение с помощью электродвигателя. Ток для двигателя подается через рельсы, а также с помощью токоприёмников через подвесной контактный провод над трамваем. Скорость трамвая около 45-50 км/ч. Слово "трамвай" пришло из английского языка. Слово "трэм" (tram), означает "вагон", и "уэй" (way) - путь. соединив "трэм" и "уэй", получим - вагон на путях или вагон на рельсах. Предшественником трамвая была конка. Конка - городская железная дорога. Вагоны конки приводились в движение животными, тянущими за собой этот вагон. Обычно в вагон конки впрягали одну или двух лошадей, иногда использовались мулы. Первые в мире конки появились в США в 1828 году. Сначала использовались рельсы, выступающие на 15 см над уровнем улицы. И это очень мешало уличному движению, пока в 1852 году Альфонс Луба не изобрёл рельсы, которые укладывались вровень с поверхностью дороги и с желобом для колеса. Но у конки оставались и другие недостатки: рабочий день лошадей был существенно ограничен физическими возможностями животных, к тому же они требовали ухода. Изобретатели всего мира трудились над усовершенствованием конки. Так появился трамвай. Период наиболее быстрого распространения трамвая - начало 20 века. Трамвай стал главным видом городского транспорта, потому что конный транспорт практически исчез с улиц, автобусы еще были в стадии раннего развития, а автомобили были доступны далеко не всем. Но к концу пятидесятых годов ситуация изменилась. Рост популярности автомобилей и автобусов во многих странах способствовал быстрому исчезновению трамваев с улиц. Однако, обилие автомобильного транспорта привело к негативным последствиям, таким как: смог, транспортные заторы, шум, дефицит места для парковки и т.д. Поэтому, в конце семидесятых годов, электрический общественный транспорт вернул былую популярность, как экологически безопасное, простое и удобное средство передвижения. Трамвай и сегодня популярен и востребован во многих городах мира.
Троллейбус - вид общественного городского пассажирского транспорта. имеет электрический двигатель. Ток для питания двигателя троллейбус получает от двухпроводной контактной сети через токосъёмники ("рога"). Первая часть в слове "троллейбус" - "троллей" (trolley), в переводе с английского языка, означает "контактный провод", а "бас" (bus) - автобус. В свою очередь английское слово "bus" является сокращением от латинского "omnibus", что в переводе на русский значит "карета для всех". Первый троллейбус появился в Германии в 1882 году. Создал его инженер Вернер фон Сименс, он назвал своё изобретение Electromote. Первая троллейбусная линия была открыта 29 апреля 1882 года. В России первые троллейбусы начали производить в 1933 году. Сначала они появились в Москве, а после войны и в других городах. Первый советский троллейбус имел пдеревянный каркас с металлической обшивкой. Длина кузова была 9 м, ширина 0 2,3 м, а вес составлял 8,5 тонн. Он мог развивать скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 мест для сидения, зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа, под сиденьями были установлены электропечки. Двери открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором. Регулярное движение первого московского троллейбуса началось 15 ноября 1933 года в 11 часов утра. Средняя скорость движения составляла 36 км/ч. Сегодня московские троллейбусы движутся по двадцати линиям, идущим по крупным магистралям практически до МКАД (Московской кольцевой автодороги). На некоторых магистралях троллейбус является основным видом наземного транспорта. В настоящее время в мире более 400 городов, которые используют троллейбусы в качестве наземного транспорта. Больше всего троллейбусов в России. Самым длинным троллейбусным маршрутом в мире является маршрут Симферополь - Ялта, в Украине. Его протяженность составляет 86 км.
Бетономешалка - строительная машина, которая смешивает цемент, песок, гравий и воду, чтобы сформировать бетон. Бетон (от французского слова beton) - материал, который широко используется в строительстве. Бетон быстро сохнет и затвердивает, поэтому его нужно постоянно перемешивать. Чтобы доставить бетон до стройки в жидком виде была создана специальная машина - бетономешалка. Кузов бетономешалки состоит из барабана грушевидной формы. Он способен вращаться на ходу. В барабан бетономешалк через специальное отверстие - загрузочную воронку, загружается сухая бетонная смесь. Но барабан заполняется не целиком, а только на половину. Ведь чтобы приготовить бетон, нужна вода. Резервуар с водой находится между кабиной водителя и барабаном. Незадолго до прибытия на стройку, в барабан подается вода, и он начинает вращаться. Внутри барабана есть лопасти, которые перемешивают бетон. Для того чтобы бетон хорошо перемешался и не застыл в дороге, барабан делает примерно 8-12 оборотов в минуту. Выгружается бетон через металлическую трубу, расположенную в задней части барабана. Если бетона нужно немного, используются небольшие бетономешалки, чтобы бетон можно было изготовить прямо на строительной площадке.
Каток - дорожно-строительная машина. Основная задача этой машины - сделать дорогу гладкой и ровной. Когда-то, очень давно все дороги мостили вручную, укладывая дерево, камни (булыжники) или каменные пластинки (брусчатку). С изобретением современного асфальтового покрытия появились и машины для его укладки: асфальтоуклачики и катки. Каток снабжен большими тяжелыми барабанами, так называемыми вальцами. Их ставят попарно или в ряд. Для тяжести, вовнутрь металлических вальцов засыпается песок или заливается вода. Масса катка может достигать 50 тонн. После того как асфальтоукладчик уложил асфальт на поверхность дороги, к работе приступает каток. Он медленно едет, приводя в движение вальцы. А они, катясь по поверхности, уплотняют и выравнивают дорожное полотно. Но в строительстве хорошей дороги, важен не только верхний слой - асфальт. Для того чтобы дорога была качественной и прослужила долго, необходимо уплотнить и выровнять ее грунт - нижние слои дороги. И здесь тоже на помощь приходит каток. Но для этого на вальцы надеваются специальные шины, покрытые металлическими зубцами.
Слово "экскаватор" произошло от латинского слова "экскаво" (excavo), что значит "долбить". Экскаватор - машина для выкапывания ям, котлаванов, траншей. Он выполняет большую часть всех подготовительных земляных работ перед началом любого строительства. Экскаваторы используются при добыче полезных ископаемых, рытье каналов, на строительстве различных сооружений, автомобильных и железных дорог. Экскаватор копает землю и загружает ее в самосвалы и грузовики с помощью "руки". "Рука" состоит из стрелы, рукояти и ковша. Ковш - это важная деталь и основная рабочая часть экскаватора. Он снабжен металлическими зубьями, которые легко проникают внутрь почвы. На экскаваторе можно устанавливать сменное оборудование: лопату, корчеватель и др. Первый экскаватор был изобретен американцем Отисом в 1836 году. Это был одноковшовый экскаватор, который постоянно повторял три действия: зачерпывал груз ковшом, переносил его и выгружал. Позднее появились многоковшовые экскаваторы. Они действуют непрерывно. Один ковш сменяет другой и при этом экскаватор продолжает передвигаться. Современные экскаваторы очень разнообразны, способны выполнять различную работу. Специальные экскаваторы работают в шахтах, на морском дне и т.п. Бывают колесные, гусеничные, шагающие, рельсовые или плавающие экскаваторы.
Слово "кран" происходит от голландского kran - журавль и означает механизм для подъема и перемеения больших тяжестей, грузов. Автокран - это подъемный кран, установленный на автомобиле. Первые подъемные краны появились очень давно. Их использовали на стройках. Они представляли из себя огромные ступенчатые колеса, которые приводились в движение людьми. Строители шли внутри колеса, колесо вращалось, на него накручивался канат с крюком. Так можно было поднимать тяжелые грузы на любую высоту. Для того, чтобы переместить подъемный кран использовали лошадей или рабов. Сегодня на каждой стройке можно увидеть современный подъемный кран, поднимающий и перемеающий грузы. Это самая высокая машина на стройке. Для погрузочно-разгрузочных работ часто используется автокран. Автокран очень удобен, его можно легко подвезти к месту строительства. Он может перемещаться с одной строки на другую со скоростью 50 км в час. Стрела автокрана может быть постоянной длины или выдвигаться как труба телескопа. Для устойчивости автокран снабжен выносными опорами - они выдвигаются и упираются в землю. Автокран может передвигаться на колесах или на гусеницах - как вездеход.
Грузовой автомобиль - транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов по автодорогам всего мира. Грузовой автомобиль состоит из кабины, где водитель управляет машиной и кузова, в котором находится груз. Грузовые автомобили перевозят большое количество всевозможных грузов и главная цель водителя - доставить груз целым и невредимым. Для разных видов груза существуют различные типы кузовов. Некоторые кузова крепятся на специальном шасси, которое находится за кабиной. Для перевозки материала для строительства, например, песка, земли, щебня используют самосвалы. Кузов у такого грузовика опрокидывается и груз высыпается. Бетон перевозят в бетономешалках. Также кузова бывают в виде фургона. В фургонах перевозят твердые грузы. Для перевозки замороженных продуктов используются фургоны с холодильными установками. Жидкости перевозят в цистернах. Грузовые автомобили-тягачи предназначены для перевозок грузов в составе автопоездов. Автопоезд включает в себя один или несколько прицепов. Такие грузовики ездят по крупным магистралям. Водителей, которые перевозят груз на дальние расстояния, например из одной страны в другую, называют водителями-дальнобойщиками. Они могут находиться в пути несколько дней. Обычно ездят вдвоем, и пока один из них ведет грузовик, второй может отдохнуть и поспать в спальне, которая расположена позади кабины водителя. Многие грузовики оборудованы специальными устройствами и находятся на службе у города. Это различная уборочная техника, мусоровозы, эвакуаторы, пожарные машины.
Слово "вертолет" произошло от соединения слов "вертеть" и "лететь", так как поднимается он в воздух благодаря вращению винта. Вертолет еще называют "винтокрыл" или "геликоптер" (от греческих слов "винт" и "крыло"). Люди давно мечтали о летательном аппарате, способном подняться в воздух. Первые чертежи "птицелетов" (летательных аппаратов тяжелее воздуха) были обнаружены среди бумаг Леонардо да Винчи. Этот гениальный живописец, скульптор, музыкант, ученый и инженер жил в Италии в XV в. В одной из его рукописей есть рисунок вертолета. Приписка гласит "Если этот аппарат правильно построить, то при быстром вращении винта он поднимется в воздух". Смелая идея была осуществлена лишь в XX в. Когда появились первые самолеты, конструкторы задумались о создании другого летательного аппарата, который мог бы взлетать прямо с того места, где стоит. Такой аппарат создали русские конструкторы. Вертолет называют ее "небесным вездеходом", потому что ему не требуется аэродрома, он может взлетать и приземляться вертикально. Для взлета и посадки вертолета подойдет и палуба корабля, и крыша здания, и лесная поляна, и пляж. Кроме того, вертолет может зависать в воздухе, двигаться боком и назад. Сейчас появилось много видов вертолетов. Есть и маленькие двухместные вертолеты, и гигантские транспортные, способные поднимать в воздух более 22 тонн груза. Вертолеты используют для воздушного наблюдения, поисковых и спасательных операций, перевозки людей и грузов,особенно в труднодоступных районах. Есть военные вертолеты для патрулирования и разведки. Рыбаки используют вертолеты для обнаружения косяков рыбы. Фермеры применяют их для обработки посевов, а лесничие - для обнаружения лесных пожаров. Существуют рейсовые вертолеты, которые перевозят пассажиров. Вертолет - незаменимый помощник врачей, спасателей, геологов. Но при этом вертолет тихоходнее самолета. Летает он со скоростью 350 км в час и расходует много топлива. Поэтому для дальних перелетов не годится.
Пассажирский лайнер - большое быстроходное судно, которое используется для морских путешествий и отдыха. Слово "лайнер" пришло из английского языка и означает "судно". Первые корабли появились несколько тысяч лет назад. Строились они, как правило из дерева. До конца 19 века, существовали, в основном, парусные деревянне корабли. Паруса крепились к мачтам. Число мачт зависело от величины корабля. Обычно их было от одной до трех. Парусные корабли могли двигаться только за счет силы ветра. Парусные суда сменили пароходы. Создателем первого парохода считается Роберт Фултон. В 1807 году американский инженер и изобретатель построил первый пароход. Пароход Фултона имел два гребных колеса, которые, вращаясь с помощью паровой машины, двигали корабль. Его скорость составляла около 5 узлов (9 км/ч). Позже появился двигатель типа - паровая турбина. А гребные колёса заменили на гребные винты. Современные лайнеры имеют дизельный двигатель, который вращает гребные винты. Основная часть лайнера - корпус, изготавливается из стали, титана и сплавов аллюминия. Пассажирский лайнер способен развить скорость до 30 узлов (55 км/ч). Управление лайнером осуществляется в рулевой рубке. Здесь находятся множество приборов, которые следят за работой двигателя, измерюят скорость корабля, глубину моря. с помощью радара можно отслеживать положение судна и все, что наодится вокруг него. Управление может осуществляться и с помощью автопилота, который может вести лайнер по заданному курсу. Для обслуживаня лайнера и пассажиров на борту судна трудится целый экипаж. Во время путешествия лайнер становится для пассажиров домом. Ведь в нем есть все, что нужно для жизни, отдыха и развлечений: комфортабельные каюты, множество разнообразных магазинов, кинтеатры, рестораны, спортзал. На палубах расположены бассейны, теннисные корты, спортивные площадки для игры в футбол, баскетбол, волейбол.
Моторными лодками называют небольшие суда с подвесным мотором. В октябре 1866 года американец Томас Рис попытался усовершенствовать обычную лодку и избавиться от весел. Он изобрел "винтовой пропеллер" - навесное съемное устройство с винтом. При вращении маховика с рукояткой "винтовой пропеллер" приводился в движение, тем самым, заставляя лодку плыть. Но это изобретение лишь немного облегчило передвижение на лодке. В 1881 году француз Густав Труве продемонстрировал первый подвесной электромотор. С тех пор началась всемирная лодочная моторизация. Это существенно облегчило труд людей, занимающихся рыболовством, морским промыслом или перевозками по рекам. Современный подвесной лодочный мотор - это настоящее чудо техники. Они удивительно легкие и практичные. Управление подвесным лодочным мотором малой и средней мощности осуществляется с помощью румпеля. На конце румпеля обычно расположена поворотная рукоятка для управления мотором, а в торце пумпеля - кнопка "Стоп". Таким образом, управлять моторной лодкой можно всего лишь одной рукой. Моторы большей мощности управляются дистанционно - с поста управления лодкой. Дистанционное управление может осуществляться с помощью специальных механизмов. Топливный бак обычно размещается в лодке и соединяется с мотором шлангом. Моторы малой мощности могут иметь встроенный топливный бак. В настоящее время моторные лодки используются для отдыха, рыболовства, перевозки людей и грузов на небольшие расстояния или там, где нет причалов, а также как спасательное средство.
Слово "танкер" пришло из английского языка. Слово "танк" (tank), означает "цистерна". Танкер - грузовое судно, предназначенное для перевозки жидких грузов в судовых цистернах, так называемых танках. С помощью танкеров перевозят нефть, кислоты, расплавленную серу, растительное масло и другие жидкие грузы. Также существуют танкеры для перевозки газа. Газ перевозят в сжиженном виде в больших сферических танках. В танках с газом поддерживаетс температура не выше чем - 162 градуса. Корпус танкера представляет собой жесткий металлический каркас. К каркасу прикрепляется металлическая обшивка. Во избежание аварий, бил принят закон запрещающий применение танкеров с одинарной обшивкой. Поэтому современные танкеры имеют более прочную двойную обшивку. Корпус танкера перегородками разделяется на ряд отсеков - танков, которые заполняются жидким грузом. Самым курпным танкером является норвежский супертанкер "Knock Nevis", построенный в 1981 году. Его длина составляет 458 метров, а ширина 69 метров. Такие огромные размеры сделали "Knock Nevis" крупнейшим кораблём мира. Грузовместимость этого гиганта составляет 564 763 тонны. Максимальная скорость - 13 узлов (24 км/ч).
Слово "самолет" произошло от соединения слов "сам" и "лететь". Первый в истории полёт на самолёте был осуществлён 17 декабря 1903 года. Самолет был построен братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США и назывался "Флайер". Он продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров.Первые успехи русской авиации связаны с профессором Киевского политехнического института князем Александром Кудашевым. 4 июня 1910 года Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции. С тех пор небо покоряли множество различных самолётов. Первым в истории авиации пассажирским самолетом стал российский самолет конструктора Игоря Сикорского - "Илья Муромец". Из бомбардировщика "Илья Муромец" был перестроен в пассажирский самолет. Его оснастили комфортабельным салоном, рестораном, отдельными спальными комнатами и даже ванной. Самые известные российские самолеты : Ил (конструктор С.В. Ильюшин), Ту (конструкторы А.Н. Туполев и А.А. Туполев), Як (конструктор А.С. Яковлев). Назначение самолетов самое разнообразное. Кроме перевозки пассажиров они занимаются транспортировкой различных грузов, доставляют почту, обрабатывают сельскохозяйственные поля. Также самолеты используются для тушения лесных пожаров и для оказания срочной медицинской помощи. Для занятий авиационным спортом и выполнения различных воздушных трюков существуют специальные спортивные самолеты.
Аэростат - летательный аппарат легче воздуха. Название его происходит от греческих слов "аэро" - воздух и "стейт" - стоящий, неподвижный. Аэростаты бывают: управляемые (дирижабли); неуправляемые, свободные (воздушный шар, стратостат); привязные (змейковые). Первые попытки подняться в воздух, используя законы аэростатики, относятся к XVIII в. В России попытка подъёма на большом шаре, наполненном дымом, относится к 1731 году. А в 1783 году французы братья Ж.М. и Ж.Э. Монгольфье построили аэростат, названный воздушным шаром. На этом шаре, наполненном тёплым воздухом, в Париже 21 ноября 1783 года Пилатр де Розье и дАрланд поднялись в воздух и совершили 25-минутный полт. После первых полётов, носивших больше развлекательный характер, аэростаты стали применять с научными (для изучения атмосферы, географических исследований и др.) и военными целями. Сначала в качестве подъёмного газа использовали водород. Но водород взрывоопасен и легко воспламеняется. Это послужило причиной многих катастроф. Поэтому стали использовать гелий, который не способен воспламеняться. Чтобы увеличить высоту полета аэростата сбрасывают часть балласта (обычно песка в мешках), а для снижения - выпускают часть газа через клапан. Обычно аэростаты летают на высоте до 3000 м, но иногда поднимаются до 6000 м. Для посадки аэростата требуется, чтобы находящиеся на земле люди подобрали сброшенные с аэростата канаты и привязали их к подходящим наземным объектам, затем аэростат можно подтянуть к земле. На наиболее удобный и безопасный способ посадки - причаливание к специальным мачтам. Аэростаты имеют возможность вертикального взлета и посадки, длительного зависания над определенным местом, способны летать на большие расстояния и перевозить объемные и тяжелые грузы. В наше время аэростаты практически не строятся. Они не получили широкого распространения для пассажирских перевозок. Свободные аэростаты применяют преимущественно для спортивных и исследовательских целей. К ним относят радиозонды, стратостаты и автоматические аэростаты с метеорологическим и другим оборудованием.